Найти в Дзене
Fedorov

Онлайн настройка. Что это такое? Кому необходима? Как подготовить авто?

Темы онлайн прошивки я кратко касался в других своих статьях, но теперь поговорим об этом более подробно. Онлайн прошивка это настройка ЭБУ под конкретный мотор, нештатные датчики и другие изменения в конструкции которые влияют на работу автомобиля. А влияют на её работу всё элементы впуска, выпуска глобальные изменения в ДВС. Либо если вы установили другой двигатель, но блок управления у вас остался старый, работать автомобиль не будет или будет крайне плохо, так как он не понимает "что произошло", либо другой популярный вариант на автомобилях ВАЗ старых годов выпуска стоит датчик ДМРВ, человечество давно шагнуло вперёд и сейчас используют датчики которые имеют ряд преимуществ, эти датчики называют ДАД ( датчик абсолютного давления) он как и ДМРВ измеряет сколько воздуха зашло в ДВС. Немного отклонился от темы, итак, при замене ДМРВ на ДАД автомобиль не будет работать верно ведь вы его не обучили измерять воздух с помощью ДАД. Тут вам необходима настройка онлайн. Теперь вы понимаете

Темы онлайн прошивки я кратко касался в других своих статьях, но теперь поговорим об этом более подробно.

Онлайн прошивка это настройка ЭБУ под конкретный мотор, нештатные датчики и другие изменения в конструкции которые влияют на работу автомобиля. А влияют на её работу всё элементы впуска, выпуска глобальные изменения в ДВС. Либо если вы установили другой двигатель, но блок управления у вас остался старый, работать автомобиль не будет или будет крайне плохо, так как он не понимает "что произошло", либо другой популярный вариант на автомобилях ВАЗ старых годов выпуска стоит датчик ДМРВ, человечество давно шагнуло вперёд и сейчас используют датчики которые имеют ряд преимуществ, эти датчики называют ДАД ( датчик абсолютного давления) он как и ДМРВ измеряет сколько воздуха зашло в ДВС. Немного отклонился от темы, итак, при замене ДМРВ на ДАД автомобиль не будет работать верно ведь вы его не обучили измерять воздух с помощью ДАД. Тут вам необходима настройка онлайн. Теперь вы понимаете что онлайн настройка нужна чаще всего спортсменам или людям которые вносят изменения в двигатель и смежные с ним системы, даже меняя выхлопную систему необходимо "прошивать машину онлайн".

Приора двигатель на дросселях))) Спек:
Приора двигатель на дросселях))) Спек:
ЭБУ январь 5.1
ЭБУ январь 5.1
Распредвалы окб 298 9.8
Распредвалы окб 298 9.8
Дросселя левин блек топ
Дросселя левин блек топ
Дад - газель
Дад - газель
Дтв - GM
Дтв - GM
Выпускной коллектор вфтс
Выпускной коллектор вфтс
Форсунки сааб красные
Форсунки сааб красные
Едет очень круто, максимальный разгон который зафиксировали по GPS 198 км/ч и это без цели выжать максимальную скорость) это как бы само собой)
Едет очень круто, максимальный разгон который зафиксировали по GPS 198 км/ч и это без цели выжать максимальную скорость) это как бы само собой)

Рхх родной вынесен через про ставку и соеденен со всеми дросселями) На дросселях лучше использовать конечно моментный рхх, но в принципе холостой держится в диапазоне 950-1050 оборотов, владельца вполне устраивает)
Рхх родной вынесен через про ставку и соеденен со всеми дросселями) На дросселях лучше использовать конечно моментный рхх, но в принципе холостой держится в диапазоне 950-1050 оборотов, владельца вполне устраивает)

Теперь мы поговорим о самом важном, как подготовить автомобиль к онлайн настройке? Я буду приводить пример подготовки на базе блоков управления январь 5.1 , эти блоки являются самими "старыми" и тоже самое касается проводки к ним, поэтому они требуют больше подготовки.

Но старые не значит плохие, наоборот эти блоки являются моими любимыми ЭБУ)

Итак первое и самое главное нам нужно чтобы у нас на автомобиле был современный OBD2 разъем диагностики. Сейчас приложу фото как выглядит OBD2

OBD2
OBD2

Но часто на старых автомобилях разъем OBD2 отсутствует, вместо него на ВАЗе и некоторых иномарках старых используют разъем OBD1. Пример на фото ниже привожу!

OBD1
OBD1

Так как иномарки с изменениями в конструкции двс и смежных узлов тоже переводят на спортивное ПО (программное обеспечение, прошивку), то там могут стоять "свои" разъемы диагностики, и их в таком случае тоже необходимо поменять на OBD2, но о иномарках и перевод их на "Январи" чуть позже)

Сейчас прикреплю распиновку OBD2 и схему перехода с OBD1 на OBD2.

Сверху картинки разъем OBD1 и его распиновка, снизу разъем OBD2
Сверху картинки разъем OBD1 и его распиновка, снизу разъем OBD2

На картинке вы видите по сути 4 необходимых пина/контакта которые вам необходимы для прошивки онлайн и диагностики, это +12 контакт №16 на OBD2 колодке, заземление №4 и №5 их как указано можно подцепить с одного провода, управление насосом контакт №11 не обязателен кстати для прошивки онлайн и диагностики, и остается контакт №7 это "К-линия".

На К- линии мы остановимся подробнее, она для настройки онлайн должна быть выведена на прямую из блока в колодку OBD2. это очень важная часть подготовки, так как вся информация от датчиков поступает на К- линию.

Для того чтобы вам это сделать, набираете в поисковике "распиновка Январь 5.1" например и смотрите на каком контакте у вас находится К- линия, следите за проводом, он обычно уходит в разъемы иммобилайзера, от туда его вытаскиваете и ведете в колодку Obd2 на контакт №7. Будьте внимательны часто на сайтах распиновку указывают в зеркальном и нормальном отражении, проверьте точно чтобы это был провод именно К- линии. Как проверить точно ли правильно читаете распиновку? Дам совет: найдите по распиновке какой нибудь другой провод, например массу всех датчиков и сверьте по колодке эбу в которой капаетесь, верно ли по нумерации вы нашли массу всех датчиков или нет.

Конечно не мало важным в подготовке к прошивке должно быть отсутствие оголенных проводов, коротких замыканий и подобного, это повлияет на стабильность автомобиля, на качество настройки и т.д. думаю не нужно объяснять почему=)

Следующий важный пункт: В доступе должно быть подключение к отверстию под датчик кислорода, лучше всего для удобства настройщика посмотреть расположение отверстия и рядом на удобном расстоянии коронкой по металлу вырезать отверстие, для удобной протяжки провода ШДК в салон, я использую коронку по металлу на 35 мм, на место отверстия вставляю "заглушку днища 2101-07" она отлично подходит, в ней прорезаю отверстие под Лямбда зонд и готово, получаем удобство в подключении ШДК и эстетичный вид)

Если вы не знаете что такое Лямбда зонд и ШДК читайте мои другие статьи)

Следующий шаг - Уборка. Освободите задний ряд сидений и передний пассажирский для настройщика и его оборудования) конечно приятно будет если будет и внешне чисто, но сам понимаю при сборке машины бывает некогда заниматься этим, поэтому внешняя чистота салона не обязательна)

Залейте омывающей жидкости в бачек, сделайте сход развал и остальные механические работы влияющие на качество движения, ведь вы как профессиональный водитель несете ответственность ( перед собой) за безопасность движения. и за его качество, машина с верным сход развалом никуда не сносит и не мотает по трассе и... быстрее едет открою секрет))) В общем продумайте на 3-4 шага вперед, про жидкость в бачке омывателя не шутка, а если дождь? А у вас нет жидкости или не работают дворники) Это сорванная работа для настройщика, для вас это откладывание долгожданной настройки, да еще и договариваться нужно будет еще раз, так как вы попадаете в конец очереди (сужу по себе, запись на ремонт обычно на неделю вперед).... в общем экономьте свое время=)

При настройке онлайн лично я использую отдельный аккумулятор для питания ШДК, но все настройщики работают по разному, поэтому предупрежу что многие питают ШДК при помощи прикуривателя. Поэтому нужно позаботиться чтобы он был и работал) какие нюансы? прикуриватель может быть старого образца и нового образца, нам нужен прикуриватель нового образца, отличить его легко, в него должна войти USB зарядка для телефона кототенькая, если она в него отлично входит, индикатор заряда горит, телефон заряжается и ничего не взрывается, значит все работает верно и прикуриватель нового образца)

Про "взрывается" не шутка, если +12 и минус подключить наоборот, но прикуриватель свою прямую функцию будет выполнять, нагрвающийся элемент будет нагреваться, а вот приборы будут взрываться и/или приходить в негодность. для вашего удобства размещу ниже распиновку прикуривателя, чтобы вы проверили.

Синий провод на прикуриватель это +12 от замка зажигания идет на "пипку" прикуривателя, а минус на боковые стенки прикуривателя. Проверите Мультиметром!
Синий провод на прикуриватель это +12 от замка зажигания идет на "пипку" прикуривателя, а минус на боковые стенки прикуривателя. Проверите Мультиметром!

Если лень проверять купите как говорил дешевую USB зарядку на 100 руб в галамарте условно, вставьте, если не взорвалась и горит индикатор - хорошо. Последняя проверка подключаем телефон ( можно телефон друга :D) если заряжает у вас все правильно и готово.

Далее датчики, всё датчики должны быть исправны, особое внимание обратите на ДМРВ если отшить на неисправном ДМРВ, придётся потом искать такой не неисправный чтобы машина работала так же как раньше, лучше всего чтобы ДМРВ показывал вообще заводские значения, чтобы по своей начинке был как новый, так же обратите внимание на ДПДЗ, они часто тупят когда дешовые, ВАЗовские, контактные, по возможности лучше поставить безконтактный датчик. ( Яндекс в помощь, либо спросите у меня, скажу как найти/купить)

И ещё нюанс если вы планируете отшиваться на Дад, заранее его поставите) на январе 5.1 необходимо вести дополнительные провода под ДАД и ДТВ) для январей 5.1 прикреплю схему ниже

-16

Следующий пункт подготовки: Техника

Если у вас нет гидрокомпенсаторов и тепловые зазоры ( зазоры в клапанах) настраиваются в ручную то настройте их перед настройкой и желательно точно, не едьте к дяде Васе который 40 лет назад этим занимался и мне настроит) получится - борода.. такая же как у дяди Васи. Если умеете настраивать сами - настраивайте сами, либо доверьте это профессионалам. Настраивать нужно тепловые зазоры "по заводу" по инструкции. Приведу пример Ваз 2101-07, Нива настраиваются с завода только индикатором часового типа, никаких щупов на 0.15! Плюс к этому помните что зазоры клапанов не зря называются тепловыми, так как зазор на прямую зависит от температуры механизма ГРМ* (рокера, распредвал, или инные толкатели). Температура = зазор, инная температура металла ГРМ - инной зазор выставляется.

*ГРМ- Газо Расперделительный Механизм

Так же и остальное например состояние мотора если вы планируете ремонт мотора после онлайн настройки, это не верный подход, если в кратце скорее всего придется перенастраивать, если мотор при настройке будет убитый, никакой хорошей езды не будет)вроде логично и многим и так понятно, но я обязан вам говорить даже такие мелочи. Поэтому перед настройкой настройке клапана и замерьте компрессию, убедитесь что вы готовы. Так же напомню про цепные моторы, проверьте натяжку цепи, ненатянутая цепь приводит в смещению фаз газораспределения.. тогда о какой настройке может идти речь?)

После такой тщательной подготовки ваш настройщик будет счастлив, ваша настройка пройдет максимально быстро, грамотно и качественно, и соответственно затратит минимальное количество Вашего драгоценного времени, а значит и денег)

А для тех кто не хочет заниматься этим сам пишите мне и записывайтесь на подготовку вашего автомобиля к настройке онлайн! С уважением к вам. Александр.

P.S. Если остались вопросы пишите комментарии, тогда я дополню статью и конечно сразу отвечу на интересующий вас вопрос. На Яндекс Дзен уведомления о комментариях я почему то вижу не всегда, пишите вконтакте, все ссылки на мою группу и личку есть в Дзене!