Путепровод на Клементьевском посёлке планировали построить ещё в 1991 году, но тогда планы не осуществились. Со временем поток автомобилей на проспекте Красной Армии нарастал, уплотнилось и расписание поездов — за сутки через переезд проходило около ста пассажирских и грузовых составов. И для каждого опускали шлагбаум. Пробки стали настоящей головной болью для горожан.
Решение о строительстве транспортной развязки было принято областью 11 сентября 1998 года на совещании в Сергиевом Посаде. Следующим летом на Дне города губернатор Анатолий ТЯЖЛОВ прилюдно расписался на схеме будущего путепровода, а уже осенью приехал на заливку первого кубометра бетона.
Этому решению предшествовала большая работа изыскателей и проектировщиков. Они предложили два варианта: эстакада через железную дорогу, она стоила относительно недорого, но искажала окружающий вид. Второй вариант, тоннель под путями, был значительно дороже и технически сложнее — его и приняли.
Технические условия вместе с проектной организацией готовили наши специалисты из «Электросети», «Теплосети», «Водоканала». Курировал стройку уже новый губернатор Борис ГРОМОВ. Это было трудное дело.
«Несколько раз стройка была на грани остановки, заканчивались деньги, не хватало квалифицированных бригад», — вспоминал начальник строительства Владимир КОНОНЕНКО.
Транзитный транспорт пустили в объезд, перенаправили городские автобусные маршруты. В распутицу и дождь людям приходилось пробираться по временным мосткам, терпеть шум и другие неудобства.
На стройке требовались профессионалы, поэтому отбор был жёсткий. Отказались даже от услуг турецких строителей, нашли мастеров в Москве, Ярославской, Костромской и Ивановской областях. Они работали в две смены, жили во временных домиках рядом с объектом. Режим быта был строгий, в «городке» действовал сухой закон.
Сроки поджимали, на объекте работали от 60 до 400 человек одновременно. С территории «пятна застройки» выносили коммуникации, одновременно под опоры путепровода ставили ограждающие конструкции котлована, перекладывали сети связи и спецкабели. Параллельно капитально обновили систему ливневых стоков, для чего на улице Симоненкова построили очистные сооружения.
Движение поездов при этом не прерывалось, Министерство путей сообщения не соглашалось на перерывы в расписании. Перед монтажом основных конструкций нужно было переложить почти три километра железнодорожного полотна. Удивительно, но движение было остановлено только на одни сутки!
Стоит отметить, что на путепроводе выполнялись уникальные операции, например, укладка 150-тонных бетонных балок в основание железнодорожного моста. В то время, по мнению строителей, такие махины не изготавливали и не укладывали нигде в России уже лет пятнадцать. Наш «Хотьковский автомост» смог их сделать, а тяжёлый подъёмный кран доставили из Сибири.
В финальной стадии стройки обустроили прилегающие дороги. Главную улицу города тоже обновили.
18 июля 2002 года губернатор приехал в Лавру на освящение новых колоколов — Благовестника и Первенца. В этот же день определили дату пуска транспортной развязки — 4 сентября.
На торжественной церемонии открытия ленточку разрезали губернатор Борис Громов, патриарх Алексий II и глава района Василий Гончаров. На растяжке было крупно написано «Дорога к храму». Две с половиной тысячи горожан в этот солнечный день прошли по тоннелю вслед за высокими гостями.
Путепровод строили более 30 организаций, главная из которых — «Мосавтодор» под руководством И. И. Косенкова. Стоимость проекта, сообщали СМИ, оценивалась в 1 миллиард рублей, по курсу 2002 года — почти 30 миллионов долларов.
Валентина БОЛОТОВА
Фото: Николай СОЛОВЬЁВ