Знаете что больше всего любят делать маленькие дети? Маленькие дети любят играть в игрушки.
А знаете, что любят делать взрослые люди? Правильно! То же самое. Разве что игрушки другие, а так… по-большому счёту ничего не меняется.
Ещё великий психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил:
«Все наши привычки, страхи и комплексы идут из раннего детства.»
Мы покупаем машины, одежду, дорогие духи, косметику – вещи не обязательные и для хорошей жизни отнюдь не нужные.
Ну вот скажите, люди, вы сможете прожить без дорогущей Ламборджини, в которую даже два человека с трудом влезут? Не проще ли купить старую добрую советскую Ниву? В неё и вся семья поместится, и тонна вещей в придачу. Это только вместительность. А есть же ещё такие факторы, как: экономичность, долговечность, проходимость, стоимость и доступность комплектующих. По всем этим параметрам колымага обходит дорогой спорт кар. На поле боя с детищем АвтоВАЗа он может покичиться лишь скоростью и внешним видом.
Но, если подумать, какой от них прок? Машина с хорошей проходимостью, например, может отвезти всю семью в поход. Экономичность, как не странно, помогает сэкономить на бензине.
Всё это - эстетика!
Скорость и внешний вид не удовлетворяют базовых потребностей в безопасности и удобстве. Они не практичны.
Всё это эстетика – искусственное чувство «красивого», навязанное культурой.
Приверженцы элитарного вкуса скажут, что оно текло у людей в жилах с незапамятных времён. А я скажу, что отправь первым самолётом любого из них в джунгли на пару месяцев – единственное, что их будет заботить – это вы-жи-ва-ни-е.
Эстетика, культура, этика – вовсе не врожденные понятия. Более правильно их было бы назвать социальными надстройками, появившимися вследствие двух критериев: сложного мозга двуногих и свободного времени.
То-есть как только человек становится достаточно умным, перестаёт заботится о собственном потомстве, пропитании, безопасности – он начинает создавать вокруг себя культурное пространство.
Тут наружу выходят те самые сверх потребности – итог пребывания в общество благосостояния, – а таковым сейчас можно считать любое общество, в котором человек работает не исключительно на жильё и продукты.
Обильное потребление в буквальном смысле сделало из нас детей. За нами теперь следят и ухаживают все: от родителей, до государства, от камер на улицах до социальных сетей дома.
Рекламщики с нами сюсюкаются; политики контролируют каждый шаг. Плохо ли это? И да, и нет – зависит от того, как взглянуть на проблему.
Общество тотальной заботы дает небывалую свободу, которую человек может потратить на творчество – создание новых благ, улучшающих жизнь на Земле.
Увы, так бывает очень редко. Почему – это тема для отдельной дискуссии, хотя к этой мысли мы ещё вернемся в конце эссе. Сейчас нас в первую очередь волнует то, что находится на обратной стороне медали. А там, тем временем, царит абсолютный хаос!
Дело не только в непрактичных спорт карах. Это мелочь. Она может повлечь за собой разве что зависть со стороны окружающих – ничего более.
Гораздо страшнее то, что несёт СМЕРТЬ.
Деревянный меч = настоящий
Ты ведь не думал, что развращенная свобода застанет только гражданский мир? Как бы не так! Столетиями человечество пользовалось плодами материальной культуры для удовлетворения сверх потребностей.
Я говорю о военных технологиях. О доисторических копьях с каменным наконечником, о нарезных ружьях, пороховых пушках, танках, авианосцах и истребителях. Каждому из вышеназванных орудий предшествовало что-то менее эффективное и изощрённое. До копья была обычная палка, до нарезных ружей гладкоствольные и так далее.
По началу эта эволюция была продиктована базовыми потребностями: люди долгое время жили в жестоком мире, в котором насилие было единственным гарантом выживания. Так было до века 19, но после, – когда относительной свободой начало располагать 70% населения развитых стран, оружие превратилось в товар премиального потребления – в Ламборджини от мира крови и насилия. Государство превратилось в машину по изготовлению игрушек смерти либо для самого себя, либо на экспорт.
Ты скажешь:
«И хорошо! Ведь раньше война была средством к существованию, а сейчас – ее потенциал себя исчерпал. Значит количество войн со временем будет лишь сокращаться!»
Если бы оно было так, в этом эссе, вероятно, не было бы никакого смысла.
Война не умерла, как институт. Она мутировала – кардинально изменилась её моральная сторона.
На фоне тенденций к всеобщей либерализации, демократизации и толерантности -- именно война, будто отдуваясь за всех, окончательно потеряла свое человеческое лицо. Боевые действия из схваток на смерть превратились в масштабное реалитишоу для государств.
Отличие от обычных передач одно – это шоу не развлекает, оно торгует страхом.
«Посмотрите, какой у нас навороченный бомбардировщик? А какая мощная боеголовка? Заценили? У вас такой нет. Бойтесь нас.» -- и все в таком духе.
Теперь убийства совершаются ради обычного хвастовства, ради политических пантов – не более!
И если раньше этим промышляли лишь главные экономические гиганты, то теперь, в 21 веке, тренд подхватили и многие развивающиеся страны второго мира.
Руки в миг зачесались у всех
Соединённые Штаты Америки сбросили в 1945 году две ядерные бомбы на японские города – Хиросиму и Нагасаки. Если точнее, это произошло 9 августа – спустя три месяца после капитуляции нацисткой Германии! Поражение истощённой Японии было лишь делом времени. В этом были уверены все участники мирового конфликта, однако это не помогло Вашингтону принять правильное решение. Несколько квадратных километров превратились в руины. Более двухсот тысяч человек – погибло. Занавес.
Новейшая история знает массу военных конфликтов, начавшихся по идентичным эгоистическим причинам. Причем официальные версии вторжения могут быть любые: восстановление исторической справедливости/старого миропорядка, преследование национальных интересов, нанесение превентивного удара.
На деле решение о вторжении будет приниматься на:
А.) Желании посмотреть на новейшие модели оружия в действии.
Б.) Желании устрашить соседей; показать превосходство.
Вот несколько примеров (страна-агрессор: название конфликта):
1. СССР: Советско-афганская война (1979-1989)
2. Россия: Военная операция России в Сирии (2015-2017); Русско-грузинская война (2008); Русско-чеченская война (1994-1996) и др.
3. США: Война во Вьетнаме (1959-1975)
4. Франция: Операция «Сервал» (2013-2014)
5. НАТО: Военная операция в Ливии (2011)
Недавняя специальная военная операция на Украине (СВО) также попадает в этот реестр. Не верите? Посмотрите на список вооружений, впервые использовавшихся в конфликте. Это ли не признак новой потребительской войны? Загибаем пальцы:
Крылатая ракета «Калибр». Раз.
Ракетный комплекс «Искандер». Два.
Разведывательно-ударный вертолет Ка-52. Три.
Ударный вертолет Ми-28НМ. Четыре.
Беспилотный летательный аппарат «Форпост». Пять.
Зенитный ракетный комплекс «Бук-М3,». Шесть.
Тяжелая огнеметная система ТОС-1А. Семь.
За этими названиями скрываются шестьдесят миллиардов долларов годового бюджета! Огромные деньги, которые могли пойти на строительство школ, больниц и детских садов, пошли на военно-промышленный комплекс, потому что это НЕ скучно.
Именно такими категориями стоит мыслить, говоря о сверх потребностях. Скучно/не скучно.
Образование, воспитания, медицина – скучно, долго.
- Аннексия, война, интриги – увлекательно, интересно!
Как с этим бороться?
Единой формулы выхода из психологического рабства нет. Причём любого. Как ни крути, нельзя просто взять и лишить человека его инстинктов. Однако существует один вектор, ведущий к положительным изменениям. Имя ему образование.
Если говорить про бич общества потребления в принципе, под «образованием» будет иметься в виду комплексное погружение в любой род деятельности, имеющий рациональное зерно – то есть связанный с тратой излишней свободы.
Желательно, чтобы деятельность не приносила дохода – была хобби. Важна не величина заработка. Важно его наличие. Коммерческая выгода всегда подчиняет личность законам сверх потребления.
Это неизбежно.
Принимая во внимание потребительское поведение власть имущих, стоит рассмотреть необходимость в образовании социально-экономическом. Политики должны не просто изучать свое дело, они должны гореть им! Политик -- не работа, это хобби. Постоянное, любимое, четко определенное хобби, на которое ТЫ – законно избранный – тратишь всё свое свободное время. Только так и никак иначе, можно привить интерес к построению работающих социальных институтов.