Холодным мартовским днем 1167 года, по дороге из Смоленска в Киев шла большая траурная процессия. Богато украшенные сани везли тело великого князя Ростислава Мстиславовича, который скончался на обратном пути из Новгорода в стольный град.
Ничего удивительного в смерти правителя не было, по средневековым меркам он был преклонного возраста, ему было под 60 лет, да и борьба за княжеский престол не добавляла здоровья претендентам, скорее наоборот.
Сам он, по всей видимости, предчувствуя окончание своих земных дней, и отправился в путешествие в Новгород, чтобы повидаться напоследок со своей родней. Сестрой Рогнедой - смоленской княжной, и сыном Святославом - новгородским князем. О последнем больше всего переживал Ростислав Мстиславович, и ехал он в Новгород, дабы жители целовали ему крест (дали присягу), что будут верны его сыну.
Новгородцы крест целовали, и клялись, что до самой княжеской смерти, будут верны Святославу, но кто ж знал, что князь умрет так скоро? И вот на обратном пути, в Смоленске Ростислав занемог и в дороге на Киев умер, а с его смертью началась новая эпоха междоусобицы на Руси.
Еще при жизни Ростислава Мстиславовича, было уговорено, что после него киевский престол займет его племянник Мстислав Изяславич. Был еще младший родной брат умершего князя, Владимир Мстиславович, который также имел право на престол, но его кандидатуру никто всерьез не рассматривал, кроме него самого.
И после нескольких неудачных попыток собрать коалицию и занять киевский престол, он был вынужден бежать на далёкий северо-восток Руси, к союзнику Ростислава Мстиславовича князю Андрею Боголюбскому прося защиты от гнева киевского князя.
Так или иначе, но Мстислав на первом этапе своего княжения, вполне уверенно утвердился на великом престоле. Сыновья Ростислава признавали его главенство, более того, один из них – Давыд и сообщил киевскому князю о последнем заговоре Владимира, когда получил данную информацию от своих людей.
Однако сгубила великокняжескую карьеру Мстислава Изяславича банальная жадность. Будучи молодым и энергичным правителем, он жаждал действий, и предложил князьям совершить большой поход на половцев. Уже долгое время эти кочевники на днепровских порогах грабили купцов и фактически блокировали торговлю с Причерноморьем «гречников» и «залозников», как тогда именовали торговцев с Византией и Персией.
Все бы ничего, но купцы часто выполняли и княжеские поручения, ведя торговые сделки от их имени и с их имуществом. И во время нападений на торговые караваны, непосредственный ущерб несли, в том числе, князья. Потому инициатива Мстислава по наведению конституционного порядка на днепровских порогах нашла горячую поддержку в среде его коллег.
И 2 марта 1168 года войско большой коалиции русских князей выдвинулось в поход на половцев. Кочевников удалось застичь врасплох и у Черного леса произошла битва, а вернее сказать избиение, в котором неприятель был разгромлен и рассеян. Победа была полной, и русским воинам досталась большая добыча, включая семьи половцев.
Однако ночью, после битвы произошел эпизод, который в последующем сыграет роковую роль в судьбе Мстислава. Пока остальные князья праздновали победу да делили добычу (условились, что продолжать поход не будут и так хорошо обогатились), он приказал своим подчинённым степнякам - черным клобукам, отправиться преследовать часть ушедших от разгрома половцев. И в ночной схватке воины Мстислава добыли еще больше трофеев, которые достались теперь только киевскому князю.
Это не прошло мимо внимания остальных участников похода и у них затаилась обида на князя. Мстислав же, окрыленный легкой победой и богатой добычей, предложил совершить еще один поход, однако, когда князья съехались на обсуждение военного мероприятия, между ними произошел разлад.
Бывшие бояре Мстислава обратились к Роману и Давыду Ростиславовичам, они сообщили о том, что якобы киевский правитель задумал их во время торжественного обеда схватить и заточить в темницу, за какие-то мнимые преступления против него.
И действительно на следующий день Мстислав пригласил братьев к себе на званый обед, однако они отказались приходить, потребовав от него, чтобы он целовал крест(поклялся) что не затевает ничего худого против них.
Эта подозрительность взбесила князя, тем более что он не понимал, что послужило причиной такого оскорбительного недоверия. В конце концов он согласился, целовать крест, но при условии, что Ростиславовичи выдадут имя того, кто совершил навет на него. Разумеется, братья отказались, мотивируя отказ тем, что выдай они своего информатора, то кто тогда вообще будет иметь с ними дело? В итоге условились, что Мстислав и Ростиславовичи дадут взаимное крестоцелование. Но братья были неискренни, и вот почему.
Практически сразу после смерти Ростислава Мстиславовича новгородцы, которые буквально только что целовали крест в верности его сыну, подняли бунт против Святослава Ростиславовича. Князь был вынужден оставить свою резиденцию и бежать, а для приведения в чувство своих подданных, обратился за помощью к братьям и двоюродному дяде Андрею Боголюбскому. Сводная группировка союзников Святослава подошла к городу и блокировала его.
В свою очередь новгородская элита отправила в Киев гонцов, чтобы просить Мстислава прислать в Новгород княжить его сына Романа. Новгородцы хотели видеть прямого родственника киевского князя во главе города, и им было плевать на предыдущие клятвы в верности.
Люди Ростиславовичей сумели задержать нескольких посланцев на пути в Киев, однако иные вестники все же сумели добраться до стольного града и передать просьбу новгородцев Мстиславу, и он их прошение удовлетворил.
Формально поводов обижаться на Мстислава у Ростиславовичей в новгородском вопросе не было. Издревле существовало право у Новгорода приглашать и изгонять князей. Однако если Боголюбский в споре с вольным городом отстаивал нерушимость предыдущих договоренностей, то великий киевский князь предпочел воспользоваться моментом и посадить своего сына на важную административную позицию.
Присвоенная добыча, боярский навет и обделенный Новгородским престолом Святослав Ростиславович, настроили Романа и Давыда против Мстислава. И за всем за этим наблюдал до поры до времени Андрей Юрьевич, у которого были свои счеты киевскому правителю.
Как только в княжеской среде возникло и окрепло недовольство делами Мстислава, Боголюбский и организовал коалицию в которую вошли те князья, у которых за недолгое правление Изяславича накопились к нему претензии, а таковых было счетом одиннадцать.
Союзные войска, под началом сына Боголюбского – Мстислава Андреевича, зимой 1169 года выдвинулись в поход на Киев, чтобы низвергнуть Изяславича, а вместе с ним и вековой порядок княжеского старшинства на Руси, начиналась новая веха в русской Истории.
Подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram и Rutube, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!