Cумочка — это особый аксессуар. Для каждой женщины она становится настоящей спутницей и подружкой, а не просто дополнением к гардеробу. Дамская сумочка, в привычном для нас виде, появилась совсем недавно, около трех веков назад. Первая сумочка, вышедшая на арену высокой моды в аристократических кругах Франции, была сделана из бархата, кружев и вышивки, и прекрасно сочеталась с костюмами дам того времени.
Современная мода на дамские сумки демократична. В ней находится место для множества стилей и направлений, но, согласитесь, сегодня сложно найти более элегантный, эмоциональный и интеллектуальный стиль, нежели винтаж. Он завладел множеством сердец во всем мире и с успехом воплощается в интерьерах, одежде и украшениях. Сегодня у меня в гостях человек, обладающий особо ценным даром — умением вписывать старые смыслы в новую среду и делать акцент на женской индивидуальности. Григорьева Алена alena.gri.handmadebags — автор и создатель эксклюзивных сумок со старинными вышивками.
Добрый день, Алена! Наш первый традиционный вопрос: как рукоделие появилось в вашей жизни?
- Сколько я себя помню, вышивкой занималась всегда. Моя бабушка прекрасно шила и вышивала. Мама тоже много вышивала в молодости, а я часто садилась с ней радом и долго наблюдала за процессом. В доме всегда было много книг и журналов (еще советских) по вышивке и вязанию. Кстати, Бурда у нас тоже была! Моя самая первая вышивка была как раз по схеме из Бурды — как сейчас помню — салфетка со снежинками. К сожалению, она не сохранилась… Потом, когда стали появляться наборы для вышивания, я начала вышивать их. Сначала простые, затем сложные и большие. Я владею разными видами рукоделия: вязание, плетение, ковровая техника, бисероплетение, работаю с фетром. Но именно вышивка прочно и навсегда вошла в мою жизнь, стала любимым видом рукоделия и переросла из хобби в работу. Как сказал кто-то из великих: «Если выбрать работу по любви, то работать не придется ни дня в своей жизни».
Старинные схемы? Как пришли именно к этому?
- У меня художественное образование, я закончила Московский академический художественный лицей и, в процессе обучения, нас часто водили по музеям, усадьбам и выставкам. Именно там я впервые увидела старинные вышитые кисеты, очечники, броши, мебель с прекрасными узорами и сюжетами, у которых есть мало аналогов в современной вышивке. Мастерицы XVIII-XIX веков не вышивали по готовым схемам со значками и номерами ниток определенных фирм. Все материалы они подбирали сами и схемы тоже были в то время бумажными, раскрашенными от руки. С развитием Интернета, пообщавшись на форумах с «коллегами по цеху», я поняла насколько сильно людей увлекает вышивка того времени, но не всегда у вышивальщиц есть возможность воплотить сюжет, который безумно нравится.
И вы начали восстанавливать схемы по старинным рисункам?
- Да! Когда я нарисовала свою первую схему, то в ней было полно ошибок и неточностей! Сейчас я стараюсь сделать схему так, чтобы она была максимально удобной для вышивальщиц, учитываю пожелания заказчиков, чтобы были крупные и не «слепые» значки, чтобы были по ключу подобраны нитки. Кстати, нитки я всегда подбираю по «живой» карте мулине и исключительно при дневном освещении. При этом я стараюсь сделать схему максимально приближенной к оригиналу вышивки. Но иногда, конечно, моя фантазия позволяет себе добавить что-то от себя или поменять цвет, как мне кажется, на более подходящий для определенного сюжета.
Сумки. Почему именно сумки?
- Это интересный вопрос… Если честно, то мне всегда нравилось, когда вышивке находится какое-нибудь практичное применение. Вышитые картины — да, это безусловно красиво, и сама я тоже раньше вышивала картины. Но как оказалось, мне это просто не интересно. Пробовала вышивать на одежде — тоже процесс не захватил. А вот вышивка на сумочках меня всегда завораживала, но раньше я и представить себе не могла как можно воплотить идею от начала и до конца. Ведь нужно не просто вышить сюжет, нужно придумать дизайн, продумать до мелочей какие использовать материалы и фурнитуру, рассмотреть разные варианты цветовой гаммы. Я человек творческий, поэтому именно этот процесс меня и захватил, это и стало главным приоритетом в моем решении делать именно сумки. Мне было не просто: пришлось пройти курс обучения, пересмотреть множество мастер-классов, пообщаться с профессионалами, чтобы понять, как и что нужно сделать, чтобы получилась эксклюзивная вещь. Женщина с вышитой сумочкой — всегда в центре внимания. Я хочу, чтобы у моих заказчиц был свой индивидуальный образ, чтобы окружающие задерживали взгляд на них, ну и, конечно, чтобы было видно, что это именно ручная работа, а не промышленное изделие.
Вышитая сумка — это арт-объект чаще всего. Ваши работы для коллекционеров или для жизни?
- Да, мои сумочки для жизни. Ведь у женщин бывают разные ситуации, когда им нужны сумочки и вечерние, и повседневные. Свои модели я оцениваю не только как мастер, но и как обычный человек. Всегда в процессе работы задаю себе вопрос: «А куда бы я могла пойти с такой сумочкой?». Ответ у меня всегда находится быстро! Плюс ко всему я стараюсь сделать модель не только красивой, но и удобной: обязательно наличие внутренних кармашков для мелочей, там, где это возможно, ставлю съемные ручки и цепочки, чтобы можно было носить сумку как на плече, так и в руке.
Создать сумку с «0» — это даже звучит невероятно сложно. Как строится процесс? Сначала вышивка, а потом сумка или наоборот?
- У меня нет специального швейного образования. Все навыки я приобретала с опытом работы, параллельно изучая материалы и статьи, выложенные в свободном доступе. Работа над сумочкой начинается, конечно, не с момента вышивания. Образ сумочки надо сначала представить в голове, все продумать, затем сделать эскиз на бумаге или на компьютере, лучше всего в 3D, чтобы потом в процессе работы не возникало неожиданных проблем. Перед началом работы необходим точный расчет для получения размеров вышивки для сумки. Если сумочка небольшая, то и каунт канвы нужно выбирать соответствующий, чтобы в итоге не получилась вышивка размеров с чемодан. Для сумочек небольшого размера я рекомендую использовать в вышивке технику petit point — это очень мелкий стежок. Но зато, вышивая в этой технике, можно большой сюжет прекрасно вписать в небольшой размер. Если сумочка стандартных размеров, то можно вышивать на обычной канве полным крестом или полукрестом — кому что больше нравится. Вышивать нужно качественными нитками, приобретенными у официального производителя. Возможно, это удорожит процесс изготовления, но зато потом нитки не полиняют и не окрасят ткань, если нужно будет готовое изделие постирать. Затем, когда вышивка уже почти готова, можно приступать к подбору тканей, материалов и фурнитуры. Необходимо помнить, что вся фурнитура должна быть в одном стиле и из одинаковых материалов. Недопустимо если, например, основная молния на сумке золотого цвета, а внутренние молнии на кармашках — серебряные или, еще хуже, пластиковые. То же самое касается и всех мелочей: от ножек сумочки, до люверсов.
К какому стилю вы относите свои работы?
- Так получается, что у меня много сумок именно в винтажном стиле. Это сумочки с антикварными фермуарами, с цепочками «под старину», они часто имеют ретро-форму. Но этот стиль больше подходит для вечерних моделей. Но мне также очень нравится, когда удается вписать винтажный мотив или сюжет в современную модель. У меня много таких сумок — они для повседневного использования, но вышивка на них выполнена по старинному дизайну прошлых веков. В моем случае, правило «сочетать не сочетаемое» работает — модель становится не похожей на стандартные сумки из магазинов и привлекает внимание.
Ваше вдохновение, оно в чем-то или в ком-то?
- Мои кумиры в мире моды и вышивки — это, конечно, Dolce & Gabbana. У них почти в каждой коллекции море вышивки. Причем не только на сумках, но и на одежде и даже на обуви. Очень нравятся коллекции Christian Dior — все продумано до мелочей, а вышивка гармонично дополняет образ. Просматривая их коллекции, я всегда стараюсь что-то подсмотреть для себя лично и какие-то идеи использовать в своих работах.
Что бы вы хотели пожелать рукодельницам?
- Я часто получаю письма, в которых рукодельницы мне пишут, что они тоже любят вышивать и тоже хотели бы сшить себе сумочку, но они «не умеют…», «не знают как…», а главное «никогда так не смогут…» Вот этого как раз и не надо никогда бояться! На все полученные письма я всегда отвечаю и всем советую только одно — никогда не надо бояться пробовать себя в чем-то новом! Ведь если есть большое желание, то появятся и силы, и возможности. Не надо опускать руки, если что-то пойдет не так, или получится не тот результат, какой хотелось бы. Желаю всем мастерицам — и опытным, и начинающим идти вперед и развиваться, не останавливаться на достигнутом и покорять новые вершины. А также, конечно побольше свободного времени на любимое занятие,счастья, благополучия и понимания в семьях. Ведь с творческим человеком жизнь не такая простая как кажется!
Данный материал был опубликован в журнале Burda special «Вышивка крестиком» в рубрике «Интервью» в феврале 2019 года.
Беседовала автор блога Екатерина Терехова.
С вами была Катерина, канал «Рукоделие в УСАДЬБУШКЕ».
Держите руку на пульсе событий в мире рукоделия — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!