Сегодня Церковь отмечает праздник Благовещения. В этот день архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Спасителя мира, Сына Божия. Вся предшествующая история человечества в духовном смысле была подготовкой к этому событию и появление Пресвятой Богородицы стало плодом того, что делали пророки Ветхого Завета, наставляя людей жить по воле Божией.
Среди множества добродетелей Девы Марии я бы хотел прежде всего обратить внимание на Ее смирение. В Евангельском чтении, которое вы сейчас слышали, сказано, что когда явился ангел и восхвалил Ее, назвал благодатной, Она смутилась. Мы – люди гордые, - смущаемся тогда, когда нас кто-то критикует, обличает, возвещает нам что-то неприятное. А когда нас кто-то хвалит, мы не испытываем смущение, а принимаем как должное. Иначе было у Богородицы, - Она смутилась поскольку не считала Себя достойной ни явления ангела, ни тем более таких высоких слов от него.
Ангел объясняет Ей, что он явился не просто похвалить Ее, а возвестить о том, что Она послужит Господу тем способом, который Он избрал. И здесь Пресвятая Богородица не спорит, не прекословит, но задает вопрос «Как это будет?» (Лк. 1:34), желая уяснить, как именно Она послужит Богу в исполнении Его святой воли. А после того, как ангел объясняет, Она также смиренно отличает, что «се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и тем самым Она проявляет свое величайшее смирение. Потому что подлинное смирение, как говорили святые отцы, заключается на в том, чтобы говорить о себе разные уничижительные слова, а в том, чтобы отказаться от своей воли в пользу воли Божией.
Через этот рассказ Евангелие указывает нам, что как гордость низвергла самого первейшего по чину ангела в преисподнюю, так и, напротив, смирение простую девушку вознесло на уровень более высокий, чем херувимы и серафимы, как Церковь Ее ублажает: «Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м». Таков путь, по которому должна идти душа каждого христианина: изгонять из себя в гордыню и воспитывать себе смирение для того, чтобы мы оказались сопричастны тому делу спасения, которому в большей степени из всех людей послужила Пресвятая Богородица. Принять Ее Сына, войти в открытую Христом дверь спасения, мы можем только через смирение. Так что будем ему учиться у Пресвятой Богородицы и просить Ее помощи на этом пути, чтобы оказаться в том же Царстве Небесном, в котором будет Она.