Найти в Дзене

Придет ли Спаситель или о чем не говорят, чему не учат в школе

С. Виноградов. Руководитель и основатель Школы Шаталова, кандидат философских наук. Положа руку на сердце, от 1 сентября редкая семья ждет праздника. Скорее, очередных забот, разочарований, реже – чуда. Для облегчения забот родители сперва ищут толковых советчиков и репетиторов, ближе к ЕГЭ – нужных людей. Но… заботы и кошельки облегчаются, а разочарования прибавляются. А чудо есть, и есть методика В. Шаталова, Учителя, который его сотворил. Судите сами. Гуманитариев превращает в математиков и наоборот. Успеваемость – отличная, завершение школьного курса – досрочное (в 9 классе), поступление в вузы – абсолютное, контрольные проверки – безупречные, здоровье – лучше, чем в контрольных классах, спортивные успехи – очевидные (64 мастера спорта), научные достижения – выше, чем в специализированных школах (более 70 кандидатов и 12 докторов наук), вмешательство родителей в процесс обучения – минимальное. О том, что в обучении необходимо идти от целого к частям говаривал еще старик Кант. Н
Виктор Шаталов, Народный учитель СССР проводит занятия с московскими школьниками (фото автора).
Виктор Шаталов, Народный учитель СССР проводит занятия с московскими школьниками (фото автора).

С. Виноградов. Руководитель и основатель Школы Шаталова, кандидат философских наук.

Положа руку на сердце, от 1 сентября редкая семья ждет праздника. Скорее, очередных забот, разочарований, реже – чуда.

Для облегчения забот родители сперва ищут толковых советчиков и репетиторов, ближе к ЕГЭ – нужных людей. Но… заботы и кошельки облегчаются, а разочарования прибавляются.

А чудо есть, и есть методика В. Шаталова, Учителя, который его сотворил. Судите сами.

Гуманитариев превращает в математиков и наоборот.

Успеваемость – отличная,

завершение школьного курса – досрочное (в 9 классе),

поступление в вузы – абсолютное,

контрольные проверки – безупречные,

здоровье – лучше, чем в контрольных классах,

спортивные успехи – очевидные (64 мастера спорта),

научные достижения – выше, чем в специализированных школах (более 70 кандидатов и 12 докторов наук),

вмешательство родителей в процесс обучения – минимальное.

О том, что в обучении необходимо идти от целого к частям говаривал еще старик Кант. Нужны другие доказательства?

Все просто: в сером плаще, качающейся морской походкой ранним утром летнего месяца серпеня 1953 года от рождества Христова в сталинскую среднюю школу вошел выпускник физико-математического факультета Сталинского педагогического института Виктор Шаталов.

В школе, помимо обычных бытовых и рабочих трудностей, оставалось наследие оккупации: улица знала грабежи и огнестрел. Успеваемость соответственная.

Молодому математику потребовались годы, чтобы поднять детей и школу. Началось с того, что он «отжал» воду из учебников. Сопроводил их «опорными сигналами», т.е. схемами, кодирующими смысловые узлы урока. В них всегда было 6–8 основных элементов. (Джордж Миллер тогда только заявил небольшой статьей об открытии «магического числа», и ее еще не перевели на русский язык).

Одновременно учитель в разы увеличил количество повторений. Компактный и наглядный материал это позволил. Сократилось время выполнения домашних заданий и проверки.

Успеваемость стала расти, а списывания, подсказки, прогулы, легкие болезни (как известно, они обостряются перед контрольными работами) и многие другие «родимые пятна» стали чудесным образом исчезать.

Во-первых, самому выполнить домашнюю работу оказалось быстрее, чем списать. Во-вторых, в ведомости на стене при любой погоде зияют пустые клетки пропущенных тем. В-третьих, всегда можно не только закрыть «хвост», но и повысить оценку. Первая ставится за нарисованный дома опорный сигнал, вторая – за «контрольное» воспроизведение его в классе, третья – за устный ответ. Становись, дружок, Демосфеном!

Пропуск Великой французской революции не закроешь Китайской культурной революцией. Двойку за Шарлотту Корде не исправишь пятеркой за Дэн Сяо-Пина.

В ведомость чернилами ставились только пятерки, четверка выводилась карандашом, пустая графа означала остальные оценки. Исправить две последние можно в любое время – учитель всегда объяснит вновь и примет ответ. Это не снижало стоимость пятерок, все честно. Выравнивался «начальный капитал», сохранялось достоинство ученика, снималось клеймо троечника. В других оценках отпала надобность, постепенно ушли и дневники. Кому и на кого жаловаться? Сейчас это называется гуманизмом, а тогда – волюнтаризмом.

У школьников повысился интерес к учебе, взаимопомощь, уверенность в себе. Любой ученик с гордостью («я могу!») объяснит пропущенный материал соседу. Увеличилось количество решаемых дома задач, поскольку их выполнение не требуется и даже не оценивается. За «ботаниками» потянулись остальные, а учитель, знай, ставит крестики на длиннющей витрине и радуется. А потом перестал – сами поставят. Доверие окрыляет, а хороший пример заразителен. Чем не методический шедевр?

Ушла боязнь контрольных работ. К ежедневному контролю привыкают, тем более, учитель перед ним снова все объясняет. Ему контроль нужен не для ловли блох, а для того, чтобы найти свои ошибки в подаче знаний, повторить и порадоваться вместе успеху детей.

Вместе с родителями Шаталов распилил пополам парты. Они стали одноместными. Даешь учебу как в Царскосельском лицее при В.Ф. Малиновском! По периметру класса развесили школьные доски. Ведь опросить надо всех, за спину не спрячешься. И первыми в бой должны идти мальчики. Это и воспитание.

Купили магнитофоны для «тихих ответов». Вначале такой прием помогал робким сделать первые шаги к пятеркам (иные уже поверили, что они природные троечники). Затем помогал учителю охватить всех опросом. Очень важно оценить труд, они готовились!

Уроки физкультуры с учителем-гимнастом стали ежедневными и любимыми. Экскурсии и походы с топографическими замерами – регулярными. Приемчиков и открытий не счесть. Заработала система и «эффект соленого огурца» – в банке просолишься не хуже других.

Урок физики с Виктором Шаталовым, Народным учителем СССР (фото автора)
Урок физики с Виктором Шаталовым, Народным учителем СССР (фото автора)

Однако жизнь не баловала. Овраги и враги – вечные спутники нового. Лекарства от школьных недугов проверял на родных детях – они стали медалистами. Оттачивал методику на добровольцах. Учил подпольно, меняя явки и пароли, не раз ставился вопрос об исключении из партии.

Народная молва об учителе докатилась до вельможных ушей. Стали выходить статьи, фильмы, телепередачи. Низкий поклон педагогу и драматургу Симону Соловейчику. В восьмидесятых годах он поднял тему обновления школы. Пьеса «Печальный однолюб» более десяти лет шла в Центральном Детском театре (что рядом с Большим). Дружба Шаталова с Народным артистом России Геннадием Печниковым, который играл роль учителя, не прерывалась.

Более двадцати лет Виктор Федорович вел экспериментальную работу под зорким оком институтов, министров и тысяч учителей, которые теперь присутствовали на каждом уроке. На эксперимент в седьмой класс, конечно, сплавляли отстающих (отличников сами выучим).

Ученики Виктора Шаталова (фото автора)
Ученики Виктора Шаталова (фото автора)

Многие достоинства системы обнаружились позднее. Ученики стали учеными, администраторами, миллионерами и… родителями. В отличие от остальных родителей, они не ищут репетиторов. Сами расскажут на «пять» сказку об атоме и Куликовской битве через тридцать лет. Это классика. Попробуйте забыть «Буря мглою небо кроет …» и «каждый охотник желает знать…».

Неужели в шаталовской школе не было «родимых пятен»? Были, дорогой читатель. Как отмечали комиссии, не все двоечники успевали стать отличниками и не все троечники – медалистами. Не все успевали за год прорешать более тысячи задач. Оставляло желать лучшего понимание общей теории относительности. Только половина выпускников получала повышенные стипендии в вузах. Нам бы эти проблемы, вздохнут родители и учителя.

Успехи Шаталова объясняли и шарлатанством, и харизмой, и гениальностью. Похожие слова находились для другого математика – Герберта Аврилакского. За выдающиеся знания его прозвали чернокнижником: знается с сатаной. Это его рукописи разбирал Воланд в Москве. Став Папой Сильвестром 2-м, он заставил Европу перейти на индо-арабскую систему записи и вывел в люди.

Стали ценить и рукописи Шаталова, перевели на многие языки, наградили званиями и орденами, по его методике учат в Индии, Китае и других странах.

А не лучше ли школе перейти к нормальной методике? Говорят, пока нельзя. Шаталов, Амонашвили, Лысенкова устарели. А может, уже устарели закон Архимеда, теорема Пифагора или реакция Белоусова-Жаботинского? Нет! Законы природы отличаются от некоторых парламентских законов тем, что их нельзя отменить. Им надо следовать. В противном случае будем хотеть как лучше, а получится – как всегда.

Вопросы в другом: что будет, если школьный курс заканчивать в 9 классе, и куда девать тьму чиновников с отчетами, рабочими тетрадями, инструкциями и сырыми учебниками?

Освободившемуся бюджету найдут применение. На обучение нормальной методике учителей хватит лишней доски и куска мела. При желании основные положения системы освоит любой студент за пару месяцев. А опыт – дело наживное. Да вот беда, не знают в педагогическом вузе о такой методике.

Главное в системе обучения Шаталова:

1. Помочь ученику открыть смысл и сформировать систему знаний.

2. Ненавязчиво повторять изученное, закрепляя решением задач и тестов.

3. Разнообразить учебный труд играми, не перегружать, сохранять интерес и положительную мотивацию.

4. Привить умение самостоятельно наращивать знания, идя по жизни с гордо поднятой головой. Я могу!

Достигнуть выполнения задач можно не вопреки, а благодаря природе, науке, таланту учителя и посильному труду школьника.

Школа Шаталова В.Ф. находится в Москве.

Сайт www.shatalovschools.ru Тлф.: +7 (925)772-4734