17 сентября 1998 года в Канаде в рамках международного кинофестиваля в Торонто состоялся премьерный показ фильма «Плезантвиль». Несмотря на скромные кассовые сборы в мировом прокате, лента получила отличные отзывы критиков, а также получила несколько премий и номинаций. Уже с выходом на носителях картину по достоинству оценил и массовый зритель. Давайте вспомним «Плезантвиль» спустя двадцать четыре года со дня его премьеры.
О фильме и его создателях
«Плезантвиль» – это дебютная работа Гэри Росса в качестве режиссера. А еще это пронзительное сочетание сразу нескольких жанров. Он балансирует где-то между молодежной и/или романтической комедией и серьезной социальной драмой. Причем действие происходит в довольно необычном сеттинге утопической киноэтики Америки пятидесятых годов прошлого века.
Режиссером, одним из продюсеров (вместе со Стивеном Содербергом, Джоном Киликом и Робертом Дж. Дегюсом) и автором сценария «Плезантвиля» выступил Гэри Росс. Позже четырехкратный номинант на «Оскар» снимет «Фаворита» и первую часть франшизы «Голодные игры». Но все же начинал голливудскую карьеру он именно как сценарист. Именно Росса зрителю стоит благодарить за сюжеты таких фильмов, как «Большой», «Дейв» и «Лэсси».
Оператором картины выступил Джон Линдли, ранее трудившийся на съемочной площадке «Отца невесты», «Денежного поезда», «В постели с врагом», «Майкла» и нескольких десятков других картин. Монтажом занимался Уильям Голденберг, который позже будет отмечен «Оскаром» за работу над «Операцией «Арго». А музыку к фильму написал двукратный обладатель «Оскара» Рэнди Ньюман, наиболее известный благодаря тесному сотрудничеству с анимационной студией Pixar.
Синопсис
Конец девяностых. Замкнутый и немного странный Дэвид живет с сестрой Дженнифер и мамой, а с отцом после развода родителей видится не так уж и часто. От проблем дома и в школе парень сбегает при помощи просмотра любимого черно-белого сериала о семействе Паркеров, события которого разворачиваются в пятидесятых. В шоу, которое Дэвид знает наизусть, главные герои живут спокойно и счастливо. Даже название городка Плезантвиль, где обитают главные герои, говорит само за себя. Ведь происходит оно от слова «приятный».
Благодаря странным событиям Дэвид вместе с далеко не такой спокойной и здравомыслящей сестрой переносятся в любимый сериал парня, заменив в нем Бада и Мэри-Сью Паркер. Появление ребят из девяностых в целомудренном и утопическом мире пятидесятых оказывает огромное влияние на размеренную жизнь Плезантвиля. Если раньше в городке все шло своим чередом (местная баскетбольная команда всегда побеждала, а пожарные занимались спасением кошек и даже не подозревали, как бороться с открытым огнем), то теперь стремительно меняется. И далеко не все жители городка рады таким переменам…
Актерский состав
Главные роли в фильме достались Тоби Магуайру («Правила виноделов», «Фаворит», трилогия о Человеке-пауке Сэма Рэйми) и Риз Уизерспун («Между небом и землей», «Переступить черту», «Большая маленькая ложь»). Причем игра молодой актрисы была отмечена премией «Молодой Голливуд» за самую прорывную женскую роль. А чуть позже после этого Риз снимется в «Жестоких играх», которые принесут ей мировую славу.
А еще в «Плезантвиле» есть Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката», «Убийство первой степени», «Бесстыжие»), Джоан Аллен («Без лица», «Хатико», «Ультиматум Борна»), Джефф Дэниелс («Тупой и еще тупее», «Скорость», «Служба новостей») и Пол Уокер («Форсаж», «Белый плен», «Беги без оглядки»).
Интересные факты
Возможно, вы о них уже знаете, но все же:
· фильм посвящен матери Гэри Росса, актеру Дж.Т. Уолшу и помощнику оператора Бренту Лону Хершману, ушедшим из жизни во время съемок;
· при производственном бюджете в $60 000 000 в прокате картина собрала всего $49 805 462. По слухам, провал связан с отсутствием хорошей рекламной кампании и тем фактом, что зрители попросту не понимали, как относиться к данной картине;
· «Плезантвиль» получил три номинации на «Оскар» за лучшие декорации, костюмы и саундтрек. Но не сумел завоевать ни одну из статуэток.
Что в итоге?
Несмотря на странное сочетание жанров, отличный фильм. Пусть в некоторых моментах уж и слишком прямолинейно пихающий конфликты персонажей, метафоры и символизм. В целом, отличная идея выстроить разницу между романтизированным киношным ликом Америки середины прошлого века с реально существующими в обществе на тот момент проблемами именно таким образом. В общем, очень даже советую. Потратить время на «Плезантвиль» однозначно стоит. И из-за самой истории, и из-за ее интересной подачи, и ради отличной актерской игры всего каста.
Приятного просмотра и да пребудет с вами Сила!