10 лет назад, 2 ноября 2012, вышел 10-й и последний студийный альбом шведской #doom/#gothic группы Tiamat под названием "The Scarred People".
Ранее студийной активности #Tiamat были посвящены такие обзоры, как: "Увязнувшие в Диком Меде", "Шумерский плач, ледяной и тяжелый", "В объятиях Глубокого сна", "Сны Скелета", "Зловещие Облака" и "Возвращение Сына небытия", обзор концертной активности сделан в публикации "Черная книга", а поэзии лидера коллектива Йохана Эдлунда - в публикации "Каин". Рейтинг студийных альбомов группы предлагался в видео-обзоре "Черный рейтинг".
В настоящем обзоре нашли отражение история создания "The Scarred People", оценка особенностей его звучания и художественных достоинств, а также последующий период Tiamat.
После 2-х лет гастролей в поддержку предыдущего студийного альбома "Amanethes", в жизни Tiamat наступает тишина: о планах группы ничего неизвестно, Эдлунд встречает свое 40-летие, а официальный сайт группы замолкает (в декабре 2010 перестает работать совсем).
В 2011 Tiamat выступают лишь на четырех летних фестивалях в Европе. На сцене Йохана, Ларса и Андерса теперь поддерживают гитарист Роджер Оджерсон и клавишник Иоаким Свалберг.
Роджер Оджерсон (Roger Ojersson), родился 8 марта 1976 в шведском Värö, записал с Tiamat последний альбом группы.
Иоаким Свалберг (Joakim Svalberg, также известен под прозвищем Jock), родился 22 февраля 1969 и наиболее известен по игре в Opeth, в 2003 провел гастроли по Европе с Hughes Turner Project (HTP).
Наконец, в сентябре 2011 появляется новость о заключении контракта с лейблом Napalm Records, и о том, что новый альбом появится в следующем году.
В первой половине 2012, с новым гитаристом, в самой продуктивной на альбомы Woodhouse Studios с Зигги Беммом группа записывает "The Scarred People". 7 июня окончено микширование альбома.
Йохан Эдлунд о новом гитаристе: «Он был важной частью новой пластинки, а также помогал с написанием песен и с предварительной записью. Семь из девяти недель студийной работы, он был в студии рядом со мной, и в итоге у нас сложились просто замечательные рабочие отношения. Стало ясно, что мы прекрасно дополняем друг друга».
Летом Йохан работает над обложкой пластинки, 15 июля группа выступает на чешском фестивале Masters of Rock.
В сентябре объявлено о соглашении, достигнутом с Century Media, о переиздании каталога группы, вышедшего ранее (с 1991 по 2006) на этом германском лейбле.
В октябре в Интернете появляется клип на заглавную песню с нового альбома, который был выпущен Napalm Records 2 ноября. Синглов к альбому не выходило.
Что касается звучания альбома, то можно сказать, что он не стал развивать идеи своего динамичного предшественника, и вновь представил относительно предсказуемые gothic rock композиции в стиле пластинок 1999/2003: здесь есть и легкая танцевальность "Judas Christ" (2002) ("The Scarred People", "Thunder & Lightning", в свое время как раз предназначенную для так и не записанного второго альбома проекта Lucifire), и меланхоличная красота "Pray" (2003) ("Winter Dawn", "Radiant Star", "The Red of the Morning Sun"), и тягучая мрачность "Skeleton Skeletron" (1999) ("The Sun also Rises", "Love Terrorist"), а теплый акустический инструментал "Tiznit" вообще напоминает своей атмосферой о лучших временах группы периода "Wildhoney"/"A Deeper Kind of Slumber".
Единственному альбому проекта Lucifire ранее был посвящен обзор "Этот доллар спас мою жизнь".
Важнейшей особенностью любого альбома Tiamat является его атмосфера - на каждом она разная. И если на одних композициях "The Scarred People" группа по прежнему звучит бодро, в других явно сквозит ощущение опустошения и усталости.
Одни критики и поклонники говорили одно, другие – другое, а может, Tiamat и вовсе исписались?.. В любом случае, в конце года на полки музыкальных магазинов лег добротный и выверенный, десятый альбом группы, который оказался ценным в основном для довольно узкого круга почитателей группы, и революции не произвел, да пожалуй, и цели такой не преследовал...
К лимитированному изданию альбома прилагались, кроме коробочного оформления и подарочного жетона, 4 бонуса: 2 кавера, не нарушающие музыкальную ткань пластинки, и 2 концертные записи, сделанные в декабре 2010 в Швейцарии: "Cain" и "Divided".
"The Scarred People" обошел предшественника, и занял уже 11-е место в национальном чарте Швеции, стал 62-м в Германии, неоднократно переиздавался на ряде лейблов.
Альбом имеет довольно интересную обложку, стилизованную под иконографику: некий персонаж и символы нескольких стихий и обожествления. (Есть версия, что число "384", обозначенное на верхнем треугольнике, обозначает число дней в году иудейского календаря).
Кстати, соавтором нескольких композиций и бэк-вокалисткой на альбоме стала Ioanna Lampropoulou, новая греческая пассия Йохана – фотомодель и бизнесвумен, занимающаяся косметикой. Она же активно участвовала в создании видеоклипов к песням альбома, которые увидят свет в 2013.
Эдлунд: «Песни создавались последние 5-6 лет. На предварительную запись и аранжировки я потратил примерно полгода. Потом девять недель мы записывались в немецкой студии «Woodhouse»».
«Темы песен весьма разнообразны. Как я творю? Живу на этом свете пару лет, сочиняю разные ноты, потом подбрасываю их в воздух, выбираю произвольно нужные мне и пытаюсь что-то из них слепить, что-то придумать. На какие-то ноты повлияла погода, на другие – бывшие подружки. Размазываешь краску на холсте, а потом берешь в руки гитару».
В интервью маэстро по-прежнему продолжал утверждать, что не планировал специально концепцию альбома и его настроение – исключительно свидетельство мироощущения группы. Возможно, самым ценным в этих словах было то, что эту искренность самовыражения в своем творчестве он ставил превыше всего.
Эдлунд: «Я никогда не поступлюсь своими чувствами и своей вовлеченностью в процесс создания. Это единственное, что у меня осталось. И все это не ради того, чтобы разбогатеть, или ради славы.
Я знаю, что мы пользуемся определенными вниманием, что мы продавали альбомы, выступали по всему миру, и все прочее. И это замечательно. Мне очень радостно слышать, что наши песни значат кое-что для людей, это потрясающе.
…Знаешь, я действительно желаю страдать ради искусства, больше, чем кто-либо, кого я встречал. А я встречал много известных музыкантов в своей жизни».
Йохан Эдлунд, как творческая личность, ранее также поминался в обзоре "Галерея лиц".
Впервые с новой программой Tiamat появились на сцене в родном Стокгольме, в зале Close-Up Baton, в котором 2 дня подряд проходил фестиваль тяжелой музыки. На этом "пробном" концерте вместе с новыми песнями были впервые исполнены "Misantropolis" ("Amanethes") и "Carry Your Cross and I'll Carry Mine" ("Pray"), а также впервые за почти 10 лет – "The Return of the Son of Nothing" ("Judas Christ"), ничего не исполнялось с первых 5-ти пластинок.
2013 начался с необычных выступлений группы на 70000 Tons of Metal 2013 – оригинальном фестивале, организованном прямо на корабле, где группа выступала в день старта круиза из Майами, 28 января, и в последний день, 31 января, перед его завершением и прибытием в город Cockburn на островах Теркс и Кайкос (США).
В отличие от предшественника, к которому официальные клипы не снимались, в 2013 обнародованы новое видеоклипы к альбому: в феврале на песню "384", в апреле на "Love Terrorists", в сентябре – на "The Red of the Morning Sun". Все 4 клипа к песням альбома отличают художественный минимализм и мрачно-депрессивное настроение с осязаемой атмосферой угасания.
На официальной странице группы в Facebook расторопным фэнам предлагается заказать лимитированное 7-дюймовое виниловое издание с бонусами к новому альбому – каверами "Born to Die" и "Paradise" (с вокалом Иверса). На данный момент это и есть последний официальный релиз от Tiamat...
Тогда же на Facebook было выложено любительское видео на песню "Where the Serpents Ever Dwell" ("Sumerian Cry").
После выхода альбома группе не удалось отправиться в самостоятельный тур, и пришлось ограничиться сборными выступлениями: с апреля по декабрь состоялись выступления на европейских фестивалях тяжелой музыки в Бельгии, Румынии, Польше, Германии и Нидерландах, а также в мае провести небольшой тур, уже с сольными концертами, по СНГ (Минск, Киев, Москва, Краснодар, Петербург), прошедший с неизменным успехом (выступление в Белоруссии стало первым для этой страны).
Кстати, Андерс Иверс не смог посетить Украину, и в Киеве на украинско-шведском фестивале «Рок'N'Січ» группа выступала с Йоханом Ниеманом на басу.
Из интервью интернет-программе «Драгметаллы» в Москве:
Эдлунд: «Мы старые, так что уже не ругаемся, все стали расслабленные».
Андерс Иверс: «Так что внутри группы все спокойно. Мы как Далай-лама metal».
Эдлунд: «Мы вообще успели побывать частью разных сцен… А потом мы одними из первых добавили атмосферные клавиши, замедлились и были приняты готической тусовкой. В общем, прошли через несколько сцен, что теперь просто хотим быть самими собой…
Жизнь сама диктует мне песни, я ничего не придумываю, просто живу, как хочу. Я обеспечиваю себя новыми впечатлениями, а песни пишутся сами собой».
На концертах в 2013 играли проверенные временем песни по давнему принципу "начиная с Clouds", из нового альбома – заглавную композицию, "Radiant Star" и иногда "The Sun also Rises", с успехом исполняли кавер "Heops Pyramid". (На этот раз сказался шведский музыкальный патриотизм: соотечественники Hoola Bandoola Band со своим хитом были очень популярны в середине 1970-х, затем распались. Но Tiamat спокойную фолк-композицию превратили в мощный doom боевик, прекрасно звучащий в живую).
Тем временем, Century Media объявили о выходе 4 октября "Shrine of the Pentagram" – box set на трех CD, а также пяти виниловых пластинках наследия Treblinka (название первого состава группы в 1987 – 1989), с толстым буклетом и компиляциями записей этой группы.
И хотя это наследие представляет в основном архивный интерес, ремастированные записи звучат весьма качественно: композиции с демо и сингла; студийные аут-тейки; концертные бутлеги 1988 – 1989; репетиционные записи.
4 января 2014 группа выступила на родной земле в Гетеборге на Gothenburg Sound Festival (Швеция), а 21 февраля в Бергене, на фестивале Blastfest (Норвегия).
9 апреля берут начало события, в условиях тренда которых Tiamat "существуют" до сих пор. Именно в этот день Йохан Эдлунд объявил, что "покидает группу":
«Я решил покинуть состав «Tiamat». Если остальные захотят продолжить, прекрасно... Но я ухожу и не заинтересован ни в чем, кроме как пожелать всего наилучшего команде.
…Я слишком избалован, чтобы быть взрослым.
…Я отыграю на четырех запланированных фестивалях, на которых мы должны выступить этим летом.
С любовью к моим братьям и спасибо вам за поддержку!»
"Выступления на четырех запланированных фестивалях" – это: Metalfest Open Air, 1 июня в Plzen, Чехия; Graspop Metal Meeting, 29 июня в Dessel, Бельгия; Rock Harz Open Air, 12 июля в Ballenstedt, Германия и на Metaldays 25 июля в Tolmin, Словакия.
Позже, перед германским выступлением, добавилась еще одна концертная дата: 26 июля Tiamat выступили на Rock Part в Венгрии.
Выступления эти были короткими (10-11 номеров), но имели между собой некоторые отличия.
1 июня в Чехии Tiamat сыграли "Sjömanshjärta" (cover на Juha Mulari) и охотно общались с публикой, раздавая автографы.
Эдлунд: «…Готовясь к концерту в Чехии, чувствую нутром: это должно быть одним из самых невероятных шоу, которые когда-либо кто-либо видел… Я возьму все под контроль — и снова буду выглядеть, как Бог Рока».
Позже, о концерте: «Спасибо всем, кто помог вчера претворить в жизнь волшебство. Мы не спали, громили бар отеля, тусили в лобби и джемовали с The 69 Eyes ночь напролет. Наши душевные родичи. Упоролись, конечно, полностью — но упоролись с душой. Меня называли Di Leva, Thorsten Flinck, Syd Barret, Roky Erikson от метала. Говорили, что я гей, идиот и величайший из живущих артистов. Но фишка в том, что я… это я. Живите с этим. Вчера был самый жесткий вечер в моей жизни — и он обернулся самым счастливым днем. Я не спал ни минуты. И в чем-то, конечно, осталась проблема… Я обрел звездный статус и потерял все остальное. Но, как бы там ни было, мы все еще живы. Все можно решить, пока бьется сердце. Желаю всем вам хорошего дня. Мы по-прежнему вторая из лучших банд на свете…»
29 июня в Бельгии была исполнена "Clovenhoof".
Увы, 12 июля в Германии Tiamat сыграли всего 11 песен и на бис не выходили.
25 июля в Словакии сет-лист включал 15 номеров.
Между тем, Андерс Иверс и Ларс Скольд посетили в сентябре Москву для выступления в составе проекта Avatarium. В беседе с поклонниками Скольд сказал, что Йохан Эдлунд, похоже, уже справился со своим внутренним кризисом.
И действительно, расставание с пассией, смерть отца, творческий и коммерческий спад группы наложили отпечаток на состояние основателя коллектива и его главный проект, но, миновав пик личного кризиса, в какой-то момент он решил не сдаваться, а оставшиеся поклонники – запастись терпением.
В середине 2015 Йохан Эдлунд меняет место жительства в Греции и возобновляет общение с Ларсом и Андерсом.
В июне он опубликовал на официальной странице группы в Facebook следующее сообщение:
«Друзья! В прошлом году в момент сомнений я сказал, что ухожу из «Tiamat». У меня только умер отец, и я использовал этот повод для пьянства.
…В момент сомнений я решил уйти из группы.
…Да, мы возвращаемся, и мы работаем над новым альбомом.
…Спасибо вам огромное!»
Эдлунд: «…Мы еще не закончили. Нам еще есть, что дать людям».
«Мы креативны, полны идей и обладаем необходимой энергией, чтобы играть и сочинять музыку. То есть, все на месте. У нас нет такого уровня поддержки, к которому мы привыкли в девяностые, когда мы работали с крупной звукозаписывающей компанией, продвигающей нас – все эти продюсеры, большие студии и так далее. Но я думаю, мы справимся. Интуиция мне подсказывает, что все будет хорошо».
Увы, интуиция подвела Эдлунда. Как следует из упоминавшегося в начале обзора концертной активности Tiamat, группа больше не вернулась к нам возрожденной из пепла внутреннего кризиса и с новым материалом.
Не помогла Tiamat даже пауза в ее редких и вялых выступлениях, предоставленная фейковой пандемией, которую многие рок-артисты использовали весьма продуктивно.
Тем интереснее, хотя и довольно грустно, слушать сегодня, спустя десятилетие после его выхода, последний студийный альбом группы, который оказался ее завещанием.
Похоже на то, что звезда Tiamat вспыхнула слишком быстро и ярко, ослепив нас своей креативностью в 1990-2000-е, и быстро погаснув без возможности светить снова. По последним сообщениям, Йохан живет в тихом и уютном канадском городке Труро...