Найти тему
РОКЛЯ

Зимний рассвет

10 лет назад, 2 ноября 2012, вышел 10-й и последний студийный альбом шведской #doom/#gothic группы Tiamat под названием "The Scarred People".

Ранее студийной активности #Tiamat были посвящены такие обзоры, как: "Увязнувшие в Диком Меде", "Шумерский плач, ледяной и тяжелый", "В объятиях Глубокого сна", "Сны Скелета", "Зловещие Облака" и "Возвращение Сына небытия", обзор концертной активности сделан в публикации "Черная книга", а поэзии лидера коллектива Йохана Эдлунда - в публикации "Каин". Рейтинг студийных альбомов группы предлагался в видео-обзоре "Черный рейтинг".

В настоящем обзоре нашли отражение история создания "The Scarred People", оценка особенностей его звучания и художественных достоинств, а также последующий период Tiamat.

обложка альбома
обложка альбома

После 2-х лет гастролей в поддержку предыдущего студийного альбома "Amanethes", в жизни Tiamat наступает тишина: о планах группы ничего неизвестно, Эдлунд встречает свое 40-летие, а официальный сайт группы замолкает (в декабре 2010 перестает работать совсем).

В 2011 Tiamat выступают лишь на четырех летних фестивалях в Европе. На сцене Йохана, Ларса и Андерса теперь поддерживают гитарист Роджер Оджерсон и клавишник Иоаким Свалберг.

Роджер Оджерсон (Roger Ojersson), родился 8 марта 1976 в шведском Värö, записал с Tiamat последний альбом группы.

Иоаким Свалберг (Joakim Svalberg, также известен под прозвищем Jock), родился 22 февраля 1969 и наиболее известен по игре в Opeth, в 2003 провел гастроли по Европе с Hughes Turner Project (HTP).

Tiamat в 2011-2014, 2015-2016
Tiamat в 2011-2014, 2015-2016

Наконец, в сентябре 2011 появляется новость о заключении контракта с лейблом Napalm Records, и о том, что новый альбом появится в следующем году.

В первой половине 2012, с новым гитаристом, в самой продуктивной на альбомы Woodhouse Studios с Зигги Беммом группа записывает "The Scarred People". 7 июня окончено микширование альбома.

Йохан Эдлунд о новом гитаристе: «Он был важной частью новой пластинки, а также помогал с написанием песен и с предварительной записью. Семь из девяти недель студийной работы, он был в студии рядом со мной, и в итоге у нас сложились просто замечательные рабочие отношения. Стало ясно, что мы прекрасно дополняем друг друга».

Летом Йохан работает над обложкой пластинки, 15 июля группа выступает на чешском фестивале Masters of Rock.

В сентябре объявлено о соглашении, достигнутом с Century Media, о переиздании каталога группы, вышедшего ранее (с 1991 по 2006) на этом германском лейбле.

В октябре в Интернете появляется клип на заглавную песню с нового альбома, который был выпущен Napalm Records 2 ноября. Синглов к альбому не выходило.

Что касается звучания альбома, то можно сказать, что он не стал развивать идеи своего динамичного предшественника, и вновь представил относительно предсказуемые gothic rock композиции в стиле пластинок 1999/2003: здесь есть и легкая танцевальность "Judas Christ" (2002) ("The Scarred People", "Thunder & Lightning", в свое время как раз предназначенную для так и не записанного второго альбома проекта Lucifire), и меланхоличная красота "Pray" (2003) ("Winter Dawn", "Radiant Star", "The Red of the Morning Sun"), и тягучая мрачность "Skeleton Skeletron" (1999) ("The Sun also Rises", "Love Terrorist"), а теплый акустический инструментал "Tiznit" вообще напоминает своей атмосферой о лучших временах группы периода "Wildhoney"/"A Deeper Kind of Slumber".

Единственному альбому проекта Lucifire ранее был посвящен обзор "Этот доллар спас мою жизнь".

Важнейшей особенностью любого альбома Tiamat является его атмосфера - на каждом она разная. И если на одних композициях "The Scarred People" группа по прежнему звучит бодро, в других явно сквозит ощущение опустошения и усталости.

Одни критики и поклонники говорили одно, другие – другое, а может, Tiamat и вовсе исписались?.. В любом случае, в конце года на полки музыкальных магазинов лег добротный и выверенный, десятый альбом группы, который оказался ценным в основном для довольно узкого круга почитателей группы, и революции не произвел, да пожалуй, и цели такой не преследовал...

К лимитированному изданию альбома прилагались, кроме коробочного оформления и подарочного жетона, 4 бонуса: 2 кавера, не нарушающие музыкальную ткань пластинки, и 2 концертные записи, сделанные в декабре 2010 в Швейцарии: "Cain" и "Divided".

"The Scarred People" обошел предшественника, и занял уже 11-е место в национальном чарте Швеции, стал 62-м в Германии, неоднократно переиздавался на ряде лейблов.

Альбом имеет довольно интересную обложку, стилизованную под иконографику: некий персонаж и символы нескольких стихий и обожествления. (Есть версия, что число "384", обозначенное на верхнем треугольнике, обозначает число дней в году иудейского календаря).

Кстати, соавтором нескольких композиций и бэк-вокалисткой на альбоме стала Ioanna Lampropoulou, новая греческая пассия Йохана – фотомодель и бизнесвумен, занимающаяся косметикой. Она же активно участвовала в создании видеоклипов к песням альбома, которые увидят свет в 2013.

Ioanna Lampropoulou
Ioanna Lampropoulou
Эдлунд: «Песни создавались последние 5-6 лет. На предварительную запись и аранжировки я потратил примерно полгода. Потом девять недель мы записывались в немецкой студии «Woodhouse»».
«Темы песен весьма разнообразны. Как я творю? Живу на этом свете пару лет, сочиняю разные ноты, потом подбрасываю их в воздух, выбираю произвольно нужные мне и пытаюсь что-то из них слепить, что-то придумать. На какие-то ноты повлияла погода, на другие – бывшие подружки. Размазываешь краску на холсте, а потом берешь в руки гитару».

В интервью маэстро по-прежнему продолжал утверждать, что не планировал специально концепцию альбома и его настроение – исключительно свидетельство мироощущения группы. Возможно, самым ценным в этих словах было то, что эту искренность самовыражения в своем творчестве он ставил превыше всего.

Эдлунд: «Я никогда не поступлюсь своими чувствами и своей вовлеченностью в процесс создания. Это единственное, что у меня осталось. И все это не ради того, чтобы разбогатеть, или ради славы.
Я знаю, что мы пользуемся определенными вниманием, что мы продавали альбомы, выступали по всему миру, и все прочее. И это замечательно. Мне очень радостно слышать, что наши песни значат кое-что для людей, это потрясающе.
…Знаешь, я действительно желаю страдать ради искусства, больше, чем кто-либо, кого я встречал. А я встречал много известных музыкантов в своей жизни».

Йохан Эдлунд, как творческая личность, ранее также поминался в обзоре "Галерея лиц".

Йохан Эдлунд в начале 2010-х
Йохан Эдлунд в начале 2010-х

Впервые с новой программой Tiamat появились на сцене в родном Стокгольме, в зале Close-Up Baton, в котором 2 дня подряд проходил фестиваль тяжелой музыки. На этом "пробном" концерте вместе с новыми песнями были впервые исполнены "Misantropolis" ("Amanethes") и "Carry Your Cross and I'll Carry Mine" ("Pray"), а также впервые за почти 10 лет – "The Return of the Son of Nothing" ("Judas Christ"), ничего не исполнялось с первых 5-ти пластинок.

2013 начался с необычных выступлений группы на 70000 Tons of Metal 2013 – оригинальном фестивале, организованном прямо на корабле, где группа выступала в день старта круиза из Майами, 28 января, и в последний день, 31 января, перед его завершением и прибытием в город Cockburn на островах Теркс и Кайкос (США).

В отличие от предшественника, к которому официальные клипы не снимались, в 2013 обнародованы новое видеоклипы к альбому: в феврале на песню "384", в апреле на "Love Terrorists", в сентябре – на "The Red of the Morning Sun". Все 4 клипа к песням альбома отличают художественный минимализм и мрачно-депрессивное настроение с осязаемой атмосферой угасания.

На официальной странице группы в Facebook расторопным фэнам предлагается заказать лимитированное 7-дюймовое виниловое издание с бонусами к новому альбому – каверами "Born to Die" и "Paradise" (с вокалом Иверса). На данный момент это и есть последний официальный релиз от Tiamat...

обложка сингла
обложка сингла

Тогда же на Facebook было выложено любительское видео на песню "Where the Serpents Ever Dwell" ("Sumerian Cry").

После выхода альбома группе не удалось отправиться в самостоятельный тур, и пришлось ограничиться сборными выступлениями: с апреля по декабрь состоялись выступления на европейских фестивалях тяжелой музыки в Бельгии, Румынии, Польше, Германии и Нидерландах, а также в мае провести небольшой тур, уже с сольными концертами, по СНГ (Минск, Киев, Москва, Краснодар, Петербург), прошедший с неизменным успехом (выступление в Белоруссии стало первым для этой страны).

Кстати, Андерс Иверс не смог посетить Украину, и в Киеве на украинско-шведском фестивале «Рок'N'Січ» группа выступала с Йоханом Ниеманом на басу.

Из интервью интернет-программе «Драгметаллы» в Москве:

Эдлунд: «Мы старые, так что уже не ругаемся, все стали расслабленные».
Андерс Иверс: «Так что внутри группы все спокойно. Мы как Далай-лама metal».
Эдлунд: «Мы вообще успели побывать частью разных сцен… А потом мы одними из первых добавили атмосферные клавиши, замедлились и были приняты готической тусовкой. В общем, прошли через несколько сцен, что теперь просто хотим быть самими собой…
Жизнь сама диктует мне песни, я ничего не придумываю, просто живу, как хочу. Я обеспечиваю себя новыми впечатлениями, а песни пишутся сами собой».
-6

На концертах в 2013 играли проверенные временем песни по давнему принципу "начиная с Clouds", из нового альбома – заглавную композицию, "Radiant Star" и иногда "The Sun also Rises", с успехом исполняли кавер "Heops Pyramid". (На этот раз сказался шведский музыкальный патриотизм: соотечественники Hoola Bandoola Band со своим хитом были очень популярны в середине 1970-х, затем распались. Но Tiamat спокойную фолк-композицию превратили в мощный doom боевик, прекрасно звучащий в живую).

Тем временем, Century Media объявили о выходе 4 октября "Shrine of the Pentagram"box set на трех CD, а также пяти виниловых пластинках наследия Treblinka (название первого состава группы в 1987 – 1989), с толстым буклетом и компиляциями записей этой группы.

И хотя это наследие представляет в основном архивный интерес, ремастированные записи звучат весьма качественно: композиции с демо и сингла; студийные аут-тейки; концертные бутлеги 1988 – 1989; репетиционные записи.

обложка бокс-сета
обложка бокс-сета

4 января 2014 группа выступила на родной земле в Гетеборге на Gothenburg Sound Festival (Швеция), а 21 февраля в Бергене, на фестивале Blastfest (Норвегия).

9 апреля берут начало события, в условиях тренда которых Tiamat "существуют" до сих пор. Именно в этот день Йохан Эдлунд объявил, что "покидает группу":

«Я решил покинуть состав «Tiamat». Если остальные захотят продолжить, прекрасно... Но я ухожу и не заинтересован ни в чем, кроме как пожелать всего наилучшего команде.
…Я слишком избалован, чтобы быть взрослым.
…Я отыграю на четырех запланированных фестивалях, на которых мы должны выступить этим летом.
С любовью к моим братьям и спасибо вам за поддержку!»

"Выступления на четырех запланированных фестивалях" – это: Metalfest Open Air, 1 июня в Plzen, Чехия; Graspop Metal Meeting, 29 июня в Dessel, Бельгия; Rock Harz Open Air, 12 июля в Ballenstedt, Германия и на Metaldays 25 июля в Tolmin, Словакия.

Позже, перед германским выступлением, добавилась еще одна концертная дата: 26 июля Tiamat выступили на Rock Part в Венгрии.

Выступления эти были короткими (10-11 номеров), но имели между собой некоторые отличия.

1 июня в Чехии Tiamat сыграли "Sjömanshjärta" (cover на Juha Mulari) и охотно общались с публикой, раздавая автографы.

Эдлунд: «…Готовясь к концерту в Чехии, чувствую нутром: это должно быть одним из самых невероятных шоу, которые когда-либо кто-либо видел… Я возьму все под контроль — и снова буду выглядеть, как Бог Рока».
Позже, о концерте: «Спасибо всем, кто помог вчера претворить в жизнь волшебство. Мы не спали, громили бар отеля, тусили в лобби и джемовали с The 69 Eyes ночь напролет. Наши душевные родичи. Упоролись, конечно, полностью — но упоролись с душой. Меня называли Di Leva, Thorsten Flinck, Syd Barret, Roky Erikson от метала. Говорили, что я гей, идиот и величайший из живущих артистов. Но фишка в том, что я… это я. Живите с этим. Вчера был самый жесткий вечер в моей жизни — и он обернулся самым счастливым днем. Я не спал ни минуты. И в чем-то, конечно, осталась проблема… Я обрел звездный статус и потерял все остальное. Но, как бы там ни было, мы все еще живы. Все можно решить, пока бьется сердце. Желаю всем вам хорошего дня. Мы по-прежнему вторая из лучших банд на свете…»

29 июня в Бельгии была исполнена "Clovenhoof".

Увы, 12 июля в Германии Tiamat сыграли всего 11 песен и на бис не выходили.

Эдлунд на сцене в Германии, 2014
Эдлунд на сцене в Германии, 2014

25 июля в Словакии сет-лист включал 15 номеров.

Между тем, Андерс Иверс и Ларс Скольд посетили в сентябре Москву для выступления в составе проекта Avatarium. В беседе с поклонниками Скольд сказал, что Йохан Эдлунд, похоже, уже справился со своим внутренним кризисом.

И действительно, расставание с пассией, смерть отца, творческий и коммерческий спад группы наложили отпечаток на состояние основателя коллектива и его главный проект, но, миновав пик личного кризиса, в какой-то момент он решил не сдаваться, а оставшиеся поклонники – запастись терпением.

В середине 2015 Йохан Эдлунд меняет место жительства в Греции и возобновляет общение с Ларсом и Андерсом.

В июне он опубликовал на официальной странице группы в Facebook следующее сообщение:

«Друзья! В прошлом году в момент сомнений я сказал, что ухожу из «Tiamat». У меня только умер отец, и я использовал этот повод для пьянства.
…В момент сомнений я решил уйти из группы.
…Да, мы возвращаемся, и мы работаем над новым альбомом.
…Спасибо вам огромное!»
Эдлунд: «…Мы еще не закончили. Нам еще есть, что дать людям».
«Мы креативны, полны идей и обладаем необходимой энергией, чтобы играть и сочинять музыку. То есть, все на месте. У нас нет такого уровня поддержки, к которому мы привыкли в девяностые, когда мы работали с крупной звукозаписывающей компанией, продвигающей нас – все эти продюсеры, большие студии и так далее. Но я думаю, мы справимся. Интуиция мне подсказывает, что все будет хорошо».
май 2016, первая репетиция Tiamat с 2012
май 2016, первая репетиция Tiamat с 2012

Увы, интуиция подвела Эдлунда. Как следует из упоминавшегося в начале обзора концертной активности Tiamat, группа больше не вернулась к нам возрожденной из пепла внутреннего кризиса и с новым материалом.

Не помогла Tiamat даже пауза в ее редких и вялых выступлениях, предоставленная фейковой пандемией, которую многие рок-артисты использовали весьма продуктивно.

Тем интереснее, хотя и довольно грустно, слушать сегодня, спустя десятилетие после его выхода, последний студийный альбом группы, который оказался ее завещанием.
Похоже на то, что звезда Tiamat вспыхнула слишком быстро и ярко, ослепив нас своей креативностью в 1990-2000-е, и быстро погаснув без возможности светить снова. По последним сообщениям, Йохан живет в тихом и уютном канадском городке Труро...