Найти тему
389 подписчиков

Душа и духовность

Джотто. Дары Святого Духа
Джотто. Дары Святого Духа

Что есть духовность с точки зрения Weltanschauung Therapie?

Кто забыл, напомню, что WT это терапия мировоззрения путём уравновешивания индивидуально-психологических (глубинных, всеобщих, онтологических) тенденций, то есть, тех, которые заставляют нас думать и действовать именно так, а не иначе. Уравновешивание необходимо для достижения гармонии бытия, лучшего понимания себя, мира вокруг, своих желаний, целей и возможностей. WT это своего рода психоанализ (анализ души), использующий экзистенциальный метод (выявление непохожестей), плюс поэзия (распознавание старых и создание новых образов, "языка души" и других её Божественных связей). То есть, терапия не организма (нервной системы или структур головного мозга), не индивида (отдельных черт характера), не субъекта (стиля мышления, интеллекта, интересов и предпочтений), а личности в целом, с её ценностями, смыслом существования, чувствами, инстинктами, влечениями и аффектами.

В последнее время все говорят, что Россия внутренне преображается, в ней стало меньше страха, больше свободы, независимости, инициативы, открытости, знания иностранных языков и культуры поведения. И вот уже начались рассуждения о возрождении русской духовности, русских духовных традиций, традиционного преобладания в жизни страны всего того, что лежало раньше и сейчас должно лежать в основе нашей национальной идентичности.

Я не возражаю, всё так, и должно быть именно так. Но вот что интересно: официально дать чёткое и понятное всем определение духовности пока никто не рискнул. Чаще всего говорят о высшем уровне самосознания, нравственных критериях, выходе за пределы своего Эго, сопричастности общему для всех нас жизненному началу и тому подобных абстрактных вещах. А кто мешает сказать прямо? Чего боятся наши школьные учителя, университетские преподаватели, обозреватели, политологи, пропагандисты, бюрократы, чиновники, бизнесмены, олигархи и им подобные?

Попробую объяснить. Допустим, все согласны с тем, что духовность — это морально-психологическое совершенство, то, что удерживает народ от морального падения, греховности, разложения, разобщённости и порабощения другими народами. Но откуда она берётся и где в человеке обитает? Именно тут все стыдливо замолкают. Ведь мы по-прежнему родом из Советского Союза, по-прежнему материалисты-ленинцы, марксисты, позитивисты и большие учёные со степенями и званиями. И нас запросто уволят с работы, если мы прямо скажем, что духовное — это божественное. Ведь божественное, как нам внушили, это якобы из религии, мифов, бездоказательных утверждений неких пророков, их случайных озарений. Или даже из попыток одурачивания трудящихся для безраздельной и вечной власти эксплуататоров.

Между тем всем людям давно известно, что духовное находится не в головном мозге и нервной системе, не в подкорке, гормонах, рефлексах и эмоциях, а только в душе. С которой мы рождаемся и благодаря которой живём. А то, что учёные называют психикой, это всего лишь способы существования души. Иначе говоря, духовность — это состояние человеческого духа, незримо связанного с Духом Божественным. Который бунтует и своевольничает, ищет истину во всём (то есть, адекватные и непротиворечивые идеи - Спиноза), но не терпит лукавства, лжи, ненависти, насилия и преступлений против человечности. Если у нас есть интеллект (который отвечает за переход от чувственного к разумному, решение проблем и установление границ возможного), то такой вывод неизбежен. Иначе мы не сможем постигать высшие идеи, которые являются формами Блага. Сейчас говорят: не сможем достичь трансцендентности.

Так думали русские люди до начала проекта построения бесклассового общества, коммунистического рая, мировой революции, постиндустриального, постмодернистского или теперь уже просто глобалистского нового мирового порядка. И ходили в церковь помолиться за спасение своей души и душ близких им людей. Включая и элиту русского общества, смыслом жизни которой было служение обществу, а не сохранение власти и богатства любой ценой. А о чём теперь думаем мы? О политике, её неких предельно важных смыслах, экономике, развлечениях, абстрактных идейно-художественных ценностях, билетах в театр или на концерт, которые можно купить за деньги? О благотворительности?

Кстати, за что учёных, врачей или госслужащих можно уволить с работы, спросят некоторые наивные читатели? Да ведь если открыто признать существование души, им придётся признать и всё то, что эта душа вмещает в себя. Любую безответственность, примитивность, злобу, зависть, ревность, жадность, авантюризм, предательство, коррупцию и тому подобное. И учитывать это в рассуждениях о русской или любой другой душе, или о её составных частях. И о том, какое общество мы хотим построить. Да, конечно, Бог сделал так, что нравственный идеал в человеке сильнее, ведь за каждое деяние положено "воздаяние". Но как это совместить с настоящей, а не лукавой духовностью?

Когда у людей было ещё искреннее чувство веры, основанное на инстинкте Бога и таких понятиях, как благодать, честь, достоинство, правда, совесть, справедливость, — это было сделать легко. Были в России и цари, которых ставили "чтобы правили справедливо" и думали о народе. И эти цари не выступали с предложениями "нам надо", "мы должны", "мы обязаны думать о том, чтобы наращивать...", а повелевали. И все остальные повиновались. А сейчас мы превратились в скептиков и циников, нам нужны научные доказательства, независимые расчёты и эксперименты, покровители, работодатели и авторитеты. Для многих из нас психоанализ, как и диалектика, не наука, ибо в нём отсутствует критический подход к выводам и необходимость их каждый раз доказывать. Но ведь с помощью экспериментов, как и с помощью науки, можно познать только какую-то часть реальности.

Ну, а почему не создать тогда науку о душе, - спросят другие, более любознательные читатели. "Так уже пробовали", - отвечу я. Даже есть нечто очень похожее на серьёзную науку, которое так и называется "психология", то есть "наука о душе". Вот только единой и понятной всем теории у этой науки пока нет. Есть разные научные гипотезы, некие эксперименты, классификации, измерения, практический опыт, предположения и предпосылки, а теории нет. Как и слов для её описания. Ведь человеческая душа не укладывается в каноны сущностей, феноменов, категорий, понятий, полей, колебаний и вероятностей. Мы знаем, что она есть, но увидеть её ещё никому не удавалось.

Были и робкие попытки уйти от "научных" доказательств и перейти сразу к практике изучения души, душевного здоровья и душевных недостатков. Это известные всем психиатрия, психоанализ, техники психического воздействия, психотерапия, философские и психологические консультации. Появился даже инструмент проникновения в душу - психодиагностика, которая первоначально должна была помогать полицейским, начальникам, врачам и педагогам понять, что за личности попадают к ним в руки, и почему они так нагло и с такой ухмылкой себя ведут. Теперь говорят, что этот инструмент необходим, чтобы помочь человеку осознать свои способности и правильно выбрать профессию.

Церковь тоже не справилась с этой задачей. Хотя работа была проделана немалая. Я не говорю об охоте за ведьмами, одержимости бесами, утверждениях о попрании Дьяволом всего Божественного на нашей планете или наличии смертных грехов, с которыми надо безжалостно бороться. Я имею в виду бесчисленных подвижников, богословов, святителей, праведников, наставников, стяжавших благодатные дары Святого Духа и личным примером учивших быть добродетельными, трудиться, любить и прощать ближнего, терпеть лишения во имя веры, справляться с духовными искушениями и объединяться для защиты родной земли. Они тоже говорили, толковали и уповали на лучшие свойства души, не анализируя её худшие качества.

Но как они это делали? Почему им верили люди? Не потому ли, что на их стороне был наш природный, ещё не испорченный русский язык, своими словами и звуками напрямую связанный с русской душой, традициями и верованиями, историей предков и заветами богов. А не пресловутые общечеловеческие ценности, иностранные философские термины или никому не ведомое международное право, которое по сути своей есть право сильного, а не того, у кого больше духовных ценностей.

Конечно, частная собственность, массовая культура, свобода мнений, демократические выборы, запрет на аборты и уважение личного достоинства очень важны, но во имя чего? Если только во имя денег и расширенного потребления материальных благ какой-то одной нацией или группой объединённых наций, то это не наш путь. Русская душа — это наднациональное явление, может быть мистическое, а может и вправду Божественное, способное не только на борьбу за выживание, конкуренцию и передачу накопленного богатства потомству, но и на жертвенность, помощь слабым, создание шедевров во всех видах искусства и всех без исключения сферах человеческой деятельности. Причём у каждого русского человека она своя, больше того, каждый русский человек намного сильнее отличается от другого русского человека, чем, например, немец, англичанин, китаец или японец от других своих собратьев. В этом и состоит так называемая «загадка русской души».

Я ни коим образом не хочу принижать значение других стран, возможно, у каждой из них своя миссия на нашей Земле. А у каждого народа своя духовность, верования и традиции, своя культура, этика, эстетика, своё историческое и цивилизационное время. Говорят, что существует даже некая мировая элита, исповедующая свою веру и живущая по своим законам, в местах, куда русским людям вход запрещён. Но не учитывать роль русской души в судьбах мира, не понимать её, пытаться унизить и поработить, - было бы с "их" стороны большой ошибкой.

Почему я об этом говорю? Потому что считаю, что ситуация в мире критическая. Люди не только забыли о существовании души, но и перестали понимать друг друга. И пытаются заменить голос разума набором всё более сложных, якобы научных, понятий. Которые каждый может трактовать по-своему. Даже обычные понятия уже начали терять смысл. Не верите? Тогда объясните мне простыми словами, не заглядывая в Интернет, что такое разум, рассудок, мышление, сознание, интеллект? Какая между ними разница? Боюсь, что даже такие простые слова, как любовь, ненависть, справедливость, эволюция, прагматизм, предприимчивость, финансы, дипломатия, здоровье, болезнь, - уже не отражают реальность и не могут помочь нам формировать наши мысли и правильно оценивать всё то, что с нами происходит. И эта ситуация требует скорейшего исправления.

Так что тому, кто как я, захочет начать создавать науку о душе, придётся начинать с самого начала. Будет трудно. Например, придётся включить в классификацию чувств, инстинктов, стилей мышления, шаблонов поведения, влечений, мотиваций, эмоций и тому подобного такие понятия, как восемь даров Святого Духа и восемь церковных грехов. Особенно прошу не забыть Дар Веры, с одной стороны, и Хулу на Духа Святого, с другой. О пьянстве, колдовстве, лжи, похоти и блудных извращениях всем известно и без всякой науки.

А тем, кому лень всем этим заниматься, увы, придётся продолжать с маниакальным упорством, но без всякого толку, использовать слово-заклинание "духовность". Чтобы спасти Россию, естественно. Пока Господь не подбросит из глубины русской души какое-нибудь другое, более доступное народу понятие.

И уж, извините, читать и дальше всё то, что пишут озабоченные судьбой России люди с тем, чтобы каждый раз пытаться найти свой путь в запутанном лабиринте противоречивых мнений и добрых пожеланий. И принять во внимание то, что я вам писал раньше и собираюсь написать в ближайшем будущем, чтобы вы могли извлечь из этого уроки, сделать нужные выводы и с пользой применить их для своих нужд. Пишу потому ещё, что я не профессор, не пропагандист, не врач и не член правительства, не получаю денег от государства и не боюсь увольнения за то, что не поддерживаю чьё бы то ни было официальное мнение, а высказываю своё, искреннее и выстраданное.

Например, всем известны такие учёные, как Вильгельм Вундт (основатель экспериментальной психологии), Альфред Бине (тесты на интеллект), Гуго Мюнстерберг (психотехника, определение специальных способностей и профессиональной пригодности), Густав Фехнер (математическая обработка психических закономерностей), Герман Эббингауз (психометрия, связь интенсивности психического свойства и вероятность его проявления) и другие исследователи, которые, хотя и признавали разницу между психическим и физиологическим, считали возможным измерить именно психическое. Конечно, не "высшие" его проявления, а более понятные и доступные для приборов "низшие" свойства, которые зависят от врождённых свойств нервной системы (сила, стабильность, подвижность, динамичность), и влияют на поведение каждого человека, его выносливость, работоспособность, эмотивность (вовлечённость в отношения с другими).

Высшее есть высшее, оно существует, но почти недоступно для нас. Александр Бэн считал, что не только мозг, но и вся телесная система связана с психикой, вернее "сопутствует" ей, но как это происходит? А Герман Гельмгольц был убеждён, что психическое до конца не исчерпывается физиологией, кроме него должно быть что-то ещё. Ведь мы воспринимаем не предметы, а их образы, условные знаки, предписывающие что-то чему-то. Например, о материальных вещах мы судим по ощущениям от них, по интуитивной оценке их формы и содержания. Это как-то связано с опытом восприятия телесных импульсов, который накапливается в области бессознательного. Но восприятие может происходить и на сознательном уровне.

Лично я называю это "что-то" онтологическими тенденциями, определяющими всё наше бытие, а не только физиологические процессы, протекающие в ответ на психологические проблемы. Не надо их путать с расхожим термином "ведущие, или базисные, тенденции", которые наиболее ярко проявляют себя в разные периоды жизни человека и помогают ему правильно воспринимать реальность (образы предметов и людей, информацию о них, условные знаки, символы, важные смыслы и понятия). Ведущими тенденциями называют такие психические свойства, как экстраверсия, интроверсия, тревожность, агрессивность, спонтанность, сензитивность и им подобные, так как считается, что все остальные качества человека, его характер и варианты поведения зависят именно от них. А чем они интенсивнее, тем легче их измерить с помощью самых разных методик, например: тестов, опросов, предпочтений, рисунков, ассоциаций и так далее.

Кстати, слово «тенденции» для понимания психики человека использовал и Фрейд, и Ференци, и многие другие. Даже Владимир Ильич Ленин, который хорошо изучил и Фихте, и Гегеля, как-то написал, что жизненные процессы обеспечивают «… внутренние импульсы к развитию, обусловленные противоречием и конфликтом различных сил и тенденций, действующих на данный организм» (цитата из работы «К вопросу о диалектике»).

Моё понятие "онтологических" тенденций включает в себя не просто стимулы, мотивации, индивидуальные отличительные свойства или качества человека, а те из них, которые влияют на все аспекты его жизни (сознательное психическое, бессознательное психическое, сознательное соматическое и бессознательное соматическое). Проще говоря, чувства, влечения, инстинкты и аффекты. Всего таких онтологических тенденций восемь. Если для упрощения понимания того, что представляет из себя каждая из них, применить используемую в психиатрии нозологическую систему названий патологических тенденций личности, то мы получим шизоидность, параноидальность, депрессивность, обсессивность, фобию, истеричность, маниакальность и конструктивность.

Зачем это делать? И как патология может быть связана с онтологией? Да только для того, чтобы не вводить новые понятия, а использовать те, которые уже давно существуют и всем доступны. Кроме того, нозология — это учение о болезнях, а болезнь это всего лишь одна из приспособительных реакций организма, возникающая в результате нарушения взаимодействия между ним и средой. Эти нарушения были, есть и будут всегда, и с большинством из них организм успешно справляется, вопрос только в том, сколько их, как их диагностировать, классифицировать и какими общими и понятными для всех исследователей терминами назвать.

Мои онтологические тенденции нужны не для названия многочисленных отклонений, болезней или нарушений, а для понимания именно главных приспособительных реакций. Приспособительные реакции - как раз то, что является результатом работы этих тенденций, которые действуют в отдельности или совместно.

У человека они зависят также от состояния функциональных систем организма (опорно-двигательная, обмена и накопления, половая, нервная и так далее. Если функциональных систем восемь, то и тенденций, которым они соответствуют, восемь, не больше и не меньше. И в природе в целом их тоже восемь (восемь способов взаимодействия всего со всем): гармония и дисгармония, активность и пассивность, притяжение и отторжение, приём и подача сигналов, уподобление и доминирование, сотрудничество и враждебность, разделение и воссоединение, поиск истины и заблуждение. Остальные способы отличаются не по сути, а по названию, или представляют из себя комбинации из уже перечисленных (которых может быть огромное количество). Можно было бы использовать и эти названия. Или названия психологических защит. Но мне кажется, что лучше подходят нозологические. Хотя они чисто условные, и параноидальность вовсе не означает неизбежность заболевания паранойей, а шизоидность - неизбежность шизофренических расстройств.

Согласитесь, в результате всестороннего исследования души пациента, психоаналитику или философу-наставнику легче представить себе тип личности, у которой две доминирующие тенденции, скажем, параноидальная и депрессивная, как "параноидально-депрессивный тип". А не путаться в переплетениях трансцендентности и имманентности, пессимизма и оптимизма, тревожности и здоровой самокритики, иллюзии и реальности, защиты с помощью интроекций или проекций. И не путать его уникальный тип личности с шизоидно-параноидальным или обсессивно-конструктивным типом. В своей книге я это подробно описал.

И вот теперь можно переходить к реальной психодиагностике, поиску и определению душевных свойств, а не неких особенностей "психофизиологической организации" каждого отдельно взятого человека, связанных с "социально-психическими нормативами" и "когнитивной этикой", предъявляемых ему обществом (ум, нравственное и физическое развитие, знания, убеждения, навыки и так далее, - так называемая "содержательная" сторона психики, в отличие от природной "динамической" стороны).

Но это уже из области специальных знаний и индивидуальных методик. Для чего нужна особая, многолетняя теоретическая и практическая подготовка. Знание иностранных языков (ведь даже работы Фрейда у нас не все переведены, да и понять переводы бывает часто просто нереально), а ещё надёжные учителя и терпеливые клиенты, которые будут участвовать в этом процессе.

Конечно, я тоже использую проективные тесты, многофакторные опросники для понимания всей гаммы личностных свойств и анализ сновидений. А не только открытость-закрытость, добросовестность-недобросовестность, возбудимость-спокойствие, интеллект (как актуализацию опыта) или мотивации (как побудительные сигналы к действию). Но я этим не ограничиваюсь. Чтобы выйти на глубинные тенденции, я изучаю истории жизни пациента и его родителей, особенности его профессии, семейную жизнь, творчество, физические данные и многое другое.

Но об этом поговорим позже.

#Русская душа, лечение мировоззрением