Японский автопром - необъятная тема. Культовых машин из Страны восходящего солнца столько, что можно писать энциклопедию. Про Nissan GT-R или Mitsubishi Lancer Evolution рассказывать в тысячный раз? Давайте лучше копнём глубже.
Когда начинаешь искать по-настоящему дикие заводские проекты, понимаешь: японцы умели удивлять так, что западные коллеги нервно курят в сторонке. Меня интересует именно серийное производство, когда инженеры получили карт-бланш и решили сделать нечто совершенно безумное.
Собрал подборку машин, о которых мало кто слышал. Объединяет их одно: глядя на эти автомобили, вы точно спросите себя - как японцы вообще до такого додумались?
Mitsubishi RVR Sport Gear
Если знаете есть такой французский Renault Avantime? Странная помесь минивэна, купе и кабриолета. Японцы сделали похожее на несколько лет раньше, причём радикальнее.
Взяли минивэн Mitsubishi RVR - машинку с молодёжной направленностью, которая у нас продавалась как Space Gear. Укоротили колёсную базу, сделали 3-дверным и превратили в "brougham". Да-да, та самая забытая концепция кузова вдруг ожила в Японии конца 80-х.
Над передними сиденьями располагалась сдвижная металлическая секция крыши с электроприводом, которая целиком уезжала назад, открывая чистое небо. Звучит безумно? Добавьте сюда 2-литровый турбомотор - по сути тот самый агрегат от Lancer Evolution, только дефорсированный до 220 лошадиных сил. Впрочем, даже этой мощности хватало с головой.
Рекламировали машину с размахом - вот только больших тиражей модель не получила. Возможно, дело в том, что когда размыкаешь силовую структуру кузова минивэна, управляемость уходит в минус, со всеми вытекающими.
Autozam AZ-1
Японцы умеют развлекаться на ровном месте. Возьмём сегмент кей-каров - маленькие городские машинки, зажатые ограничениями по объёму мотора и габаритам. Казалось бы, что тут можно выдумать интересного?
Скучная транспортировка по забитым японским городам. Но нет - появился среднемоторный спортивный кей-кар Autozam AZ-1. Изначально идея пришла людям из Suzuki. Показали пару прототипов, но потом решили, что это слишком радикально.
Сместились в сторону более традиционного Cappuccino - тоже интересная машинка, но там классическая компоновка с мотором спереди и задним приводом.
Среднемоторная архитектура обошлась бы слишком дорого. Тут за идею ухватились инженеры Mazda и довели её до серийного воплощения. Машина продавалась под марками Autozam и Suzuki Cara. Двигатель объёмом 657 кубических сантиметров тоже достался от Suzuki и выдавал 64 лошадиные силы - сущие копейки. Но машинка весила всего чуть больше 700 килограммов!
При этом построена по всем спорткаровским канонам: среднемоторная компоновка, дисковые тормоза на всех колёсах, короткое острое рулевое управление. А главное - невероятные подъёмные двери типа "крыло чайки". Настоящий суперкар, только уменьшенный раза в полтора.
Народным хитом не стал - стоил очень дорого по сравнению с конкурентами вроде Suzuki Cappuccino и Honda Beat. Разница в цене достигала полутора раз как минимум. Но культовым AZ-1 стал точно, потому что ничего подобного просто не делали. Где вы ещё увидите маленький серийный суперкар?
Subaru BRAT
Autozam AZ-1 предназначался только для внутреннего рынка Японии. А вот наш следующий герой имеет зеркальную судьбу. На островах его официально не продавали, но японцы так полюбили эту машину, что массово возили к себе по серым каналам. И я прекрасно понимаю почему - Subaru BRAT это по сути единственный серийный японский ют.
Напомню на всякий случай: ют - это пикап, созданный на базе обычной легковушки. Тип кузова очень популярен в Австралии. Культовые американцы вроде Chevrolet El Camino и Ford Ranchero - тоже юты.
Так вот, название BRAT не только для русского уха звучит "прикольно", но и в Америке "brat" - это непоседливый ребёнок, который капризничает, бегает, кричит, что-то разрушает в комнате. Такая маленькая егоза.
По этому поводу Японцы придумали оправдание: мол, BRAT - это аббревиатура Bi-drive Recreational All-terrain Transporter. То есть машина для развлекательной езды по любым типам покрытия с двумя ведущими осями.
Технически это грузовая разновидность модели Subaru Leone. Уже тогда машины Subaru славились полным приводом, здесь он тоже есть - простейший part-time, но тем не менее.
Американцы полюбили BRAT. С одной стороны, ехал как легковушка. С другой - хорошо лазил по сложным поверхностям и мог взять на борт приличное количество груза. Конечно, не столько, сколько крупные и тяжёлые пикапы, но обитателям небольших ферм много и не требовалось.
Среди известных владельцев был президент Рональд Рейган, который проездил на такой машине целых 20 лет на своём ранчо.
Mazda Repu
Продолжая тему японских пикапов на американском рынке, нельзя не упомянуть Mazda Repu. Нет, не про корнеплод речь. Repu - настоящая аббревиатура: Rotary Engine Pick-Up. По сути обычный пикап Mazda серии B, только с роторным двигателем вместо поршневого.
Середина 70-х - самый расцвет увлечения Mazda роторными моторами. Их ставили буквально в каждую модель. Но не везде это было удачным решением. Ротор - очень высокооборотистый, живой двигатель, который раскрывается на верхах.
Отлично подходит спорткарам. А грузовику нужна солидная тяга на низах, которой у ротора нет. Но японцев это не останавливало - решили насытить такими двигателями каждую машину, пока есть возможность.
Помимо пикапов существовали большие седаны - австралийские Holden, которые получали роторные двигатели, переименовывались в Roadpacer и выходили на японский рынок. Правда, там затея тоже провалилась - маленький живой ротор огромную австралийскую тушу никуда не тянул.
Но это не самый безумный пример. Существовали даже роторные автобусы Mazda Parkway. Не туристическая махина, а машина поменьше на 26 человек, но с роторным двигателем, который абсолютно не соответствовал задачам. Сделали всего 44 экземпляра. Сегодня те, что уцелели, стали невероятной ценностью и диковиной.
Nissan Pike Factory
В конце 80-х Nissan придумали направление неоретро-автомобилей задолго до того, как это стало мейнстримом. Своим появлением эти автомобили обязаны дизайнеру Наоки Сакаи. Имя малоизвестное, потому что это не автомобильный дизайнер - он был известен в мире моды и татуировок.
К автомобилям не имел отношения и даже не умел водить. Но в какой-то момент в порядке эксперимента Nissan попросили его нарисовать вариацию на тему Micra следующего поколения.
Вместо футуристичного дизайна, традиционного для конца 80-х, Сакаи решил вернуться в прошлое. Ему было непонятно, почему автомобильные художники смотрят только вперёд.
Так появился один из первых в мире примеров настоящего стиля неоретро. Nissan решили сделать отдельную модель Be-1. С самого начала ограничили производство одним годом и 10 тысячами экземпляров. Автомобиль произвёл сенсацию на рынке - количество желающих купить машину намного превышало тираж.
Право покупки разыгрывалось в лотерею. Как ни просили клиенты сделать ещё, Nissan были непреклонны. Поняли, что можно превратить это в хайповый культ. Ровно год спустя дебютировала следующая модель Nissan Pao.
Тоже неоретро, только в другом настроении, более утилитарном. Выставленные напоказ дверные петли и другие штрихи. Это тоже суперхит. Тираж увеличили до 30 тысяч экземпляров, но заявок поступило свыше 50 тысяч.
Ещё одна машина в линейке - развозной грузовичок S-Cargo. Выглядит буквально как улитка на четырёх колёсах. Милейшая, страннейшая машина.
Пожалуй, самый известный и желанный проект Pike Factory - кабриолет Figaro со сдвижным мягким верхом. Отсылает уже в 50-е годы. Машина появилась в 1991-м, прошло больше 30 лет, но сказать, что она устарела, невозможно. Если бы сегодня поставили задачу сделать что-то подобное, получилось бы именно так, без существенных изменений.
Первоначальный тираж запланировали на уровне 8 тысяч экземпляров, потом по требованию публики допечатали ещё 12 тысяч. На этом история Pike Factory закончилась в 1991-м. Почему так произошло, если машины были всеми любимы?
В 1991-м начинает сдуваться японский экономический пузырь. Эти автомобили, несмотря на культовый статус, никогда не были для Nissan рентабельными. Мелкосерийные, производились на стороннем заводе, довольно дорогие в производстве.
Toyota Will
Неоретро не всегда успешно. В начале 2000-х Toyota решила выйти на поле неординарных автомобилей для молодых клиентов. По технике это Toyota Yaris, но снаружи автомобиль под названием Will Vi выглядит совсем не так. Дизайн абсолютно невероятный. Сложно поверить, что это серийная машина - кажется, будто диковинный смелый концепт случайно выехал на дороги.
Казалось бы, неординарным японцам, привыкшим ко всему странному, такая машина должна зайти. Но нет, публика её не поняла. Через год производство свернули. На смену пришла другая модель, Will Cypha, тоже на базе Yaris, но в совершенно другом, хотя не менее странном дизайне. Клиентура тоже не приняла.
Почему история не продолжилась? Схлопнулся сам бренд Will. Изначально это была не чисто автомобильная история, а глобальная система для молодых японцев. Под брендом Will пытались делать всё подряд: электронику, косметику, пиво, даже гостиницы входили в программу.
Предполагалось, что японцу вообще ни о чём не нужно думать - Will здесь, Will там, вся жизнь как Will. Почему-то не взлетело и программу свернули.
Наработки по созданию молодёжного подразделения Toyota решила транслировать в Америку. Так появился бренд Scion в 2004-м. Японцы говорили, что учли все ошибки Will. История расставила всё по местам - бренда Scion тоже уже не существует.
Suzuki Twin
Компания Suzuki в какой-то момент решила сделать маленькую машинку для юных девушек-водителей, которым на тесных японских улицах трудно парковаться даже на крошечных кей-карах. Получилась модель Suzuki Twin. По длине лишь немного опережала Smart, в ширину ещё чуть поменьше. Но главное - дизайн.
Серьёзно, она выглядит как детская игрушка. Более того, для Twin выпускались нестандартные бамперы в виде улыбки. Более милого автомобиля в истории автопрома попросту не существовало.
С точки зрения техники всё просто: трёхцилиндровый маленький моторчик под капотом. Хотя существовала даже гибридная версия с маленьким электродвигателем на 7 лошадиных сил.
Популярности машина не снискала. Suzuki даже думала наладить экспорт в Европу - там тоже узкие улочки и проблемы с парковкой. Но не пошло. Возможно, автомобиль оказался слишком милым даже для девушек.
Nissan Autech Zagato Stelvio AZ1
Последняя машина, про которую сложно сказать, что она выглядит прикольно. Скорее это одно из самых нелепых творений японского автопрома с очень длинным названием: Nissan Autech Zagato Stelvio AZ1.
Рубеж 80-х-90-х - у всех японских компаний очень много денег. Тогда рождаются невероятные технологии, есть тяга к смелым экспериментам. Ниссановцы решили в сотрудничестве с итальянцами сделать по-настоящему особенное спортивное купе.
Кузовные панели делались для этой машины в Италии вручную, выстукивались мастерами молоточками по деревянным болванкам, как в старые времена. Проект был очень амбициозным, очень дорогим. Каждая машина стоила как два Honda NSX. Почему же она выглядит так?
Zagato не всегда рисовали красивые и утончённые автомобили в итальянском стиле. Как раз в то время сделали Alfa Romeo SZ - машину настолько странную, настолько неординарную, что до сих пор не придумал, как к ней относиться. То ли гениально, то ли ужасно. Отголоски этого провокационного дизайна видим и здесь.
Капот не алюминиевый, а пластиковый. Уши и наросты скрывают традиционные японские зеркала-лягушки. Почему кто-то решил, что так красиво и эстетично? Для меня загадка. Задняя часть очень странная, а салон - просто взяли традиционную скучную японскую архитектуру, обшили кожей и деревом и так оставили.
Техника довольно банальная. В основе серийное купе Nissan Leopard, которое в Америке продавалось как Infiniti M30. Под капотом знакомый по ранним 300ZX трёхлитровый V6 на 280 лошадиных сил - по крайней мере, так заявлено номинально. По факту мотор развивал как минимум 320 лошадей.
Что имеем? Очень дорогая машина, мощный двигатель, дорогие материалы в салоне. И вот такой вид. Японцы в принципе ребята себе на уме, их не удивить вещами, которые нам рвут мозг. Но этот Nissan оказался слишком странным даже для них. Планировалось сделать партию из 200 машин, но изготовили всего 104 - и на этом история закончилась.
Вот такая получилась подборка необычных японских автомобилей. Тема действительно необъятная, и это только верхушка айсберга. Японские инженеры и дизайнеры всегда умели удивлять, а в эпоху экономического подъёма конца 80-х - начала 90-х им давали полную свободу творчества. Результатом стали машины, которые не вписываются ни в какие рамки.