Уходящая неделя ознаменовалась напряженностью в Кавказском регионе и в Средней Азии. Там случилось два вооруженных конфликта: между Арменией и Азербайджаном, и между Киргизией и Таджикистаном. Все это – на фоне военной спецоперации на Украине и в дни проведения саммита ШОС в Самарканде. Почему столкновения случились практически одновременно, и кто заказчик, в комментарии для «Слово и Дело» ответил политолог Владимир Шаповалов.
Что случилось?
В ночь на 13 сентября вновь обострилась ситуация на границе Армении и Азербайджана. Тогда министерства обороны обеих стран обвинили друг друга в обстрелах приграничных территорий. В тот же день правительство Армении и лично президент Никол Пашинян обратились к России, ОДКБ и Совбезу ООН «в связи с посягательством Азербайджана на суверенную территорию страны».
Три дня спустя, в ночь на 16 сентября начались боестолкновения на границе Киргизии и Таджикистана. Киргизия заявила, что Таджикистан начал обстрел местностей Кулунду, Максат и Жаны-Жер Баткенской области. Таджикская сторона ответно обвинила киргизских военных в атаке на свои населенные пункты.
Обострение старых конфликтов случилось практически одновременно – на фоне проведения военной спецоперации на Украине и в дни саммита Шанхайской организации сотрудничества. При этом Киргизия и Таджикистан являются членами ШОС с момента ее основания. Армения и Азербайджан, в свою очередь, являются партнерами по диалогу ШОС – их представители также присутствовали на встрече. Руководители среднеазиатских республик сумели достигнуть перемирия на полях саммита.
Мнение политолога
Однако почему эти конфликты случились практически одновременно и у самых границ России? На этот вопрос в комментарии для «Слово и Дело» объяснил историк и политолог Владимир Шаповалов.
Тесная связь эскалации нескольких конфликтов позволяет полагать, что обострение носит не случайны характер. Те силы, которые провоцировали данные конфликты, пытались если не сорвать, то значительно усложнить проведение саммита ШОС. Конфликт произошел на территориях, которые фактически являются частью большой системы Шанхайской организации сотрудничества. Кавказ, как и весь Каспийский регион входит в сферу жизненных интересов ШОС – рядом находится Россия, страны Центральной Азии и новый член ШОС Иран.
«Достаточно высока степень вероятности в том, что инициаторы обострения ситуации в данных двух конфликтах находятся далеко за пределами этих регионов – в Лондоне и в Вашингтоне. Задача, которую ставили инициаторы этих конфликтов, это попытка ослабить единство стран Шанхайской организации сотрудничества, попытаться внести раскол в ряды и попытаться спровоцировать усиление конфликтов между членами организации. Это нанесло бы удар по структуре ШОС. Однако фактически мы увидели, что нынешний саммит ШОС был триумфальным с точки зрения единства членов и расширения его рядов. ШОС становится альтернативным НАТО центром силы и, конечно, натовских лидеров это совершенно не устраивает», — отмечает политолог.
Вызов для России
И армяно-азербайджанский конфликт, и таджикско-киргизский конфликт возникли не сегодня. Они существуют на протяжении многих десятилетий. Но нынешняя история – это именно намеренная эскалация конфликтов извне, путем провоцирования военных столкновений за счет применения специальных технологий и использования вооруженных диверсантов - в частности в Таджикистане и Киргизстане, которые могли нанести удар по границам обеих стран.
Для России эскалация конфликтов на границе - достаточно серьезный вызов. Страны-участницы конфликтов - это не только члены ШОС, но и члены ОДКБ, в которой Россия является ведущей силой.
«Конечно, для России это очень серьезные вызовы, учитывая, что Россия вовлечена во все конфликты на постсоветском пространстве. Наша страна прежде всего заинтересована в мире и спокойствии в этих странах. И в связи с этим необходимо подчеркнуть, что с момента начала украинского кризиса на Западе рассматривается стратегия открытия второго фронта. Обычно речь идет об военных действиях на территории Грузии или Молдавии, но точно также возможна дальнейшая эскалация конфликта в отношениях между Арменией и Азербайджаном с последующим вовлечением в этот конфликт России», — подчеркнул эксперт.
Ранее политолог Владимир Джаралла в комментарии для «Слово и Дело» рассказал о результатах саммита ШОС в Самарканде.