На прошлой неделе Кремль принял знаковое по смыслу решение. Россия вышла из соглашения с Японией по облегчённому посещению островов Кунашир, Итуруп и Малой Курильской гряды японскими гражданами. Также прекращён диалог с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на этих территориях. Распоряжение об этом 3 сентября подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Ранее неоднократно внешнеполитическое ведомство РФ подчёркивало, что над этими территориями действует российский суверенитет, который имеет соответственное международно-правовое оформление. Также спикер МИД РФ Мария Захарова уведомила о том, что Москва приостановила действие договора с Токио о сотрудничестве в области промысла морских живых ресурсов, который действовал с 1998 года. Он позволял японским рыболовам вести промысел в акватории Южных Курильских островов России.
Также в конце марта Москва вышла из переговоров с Токио по мирному договору. Помимо этого, она заблокировала продление статуса Японии как партнера Организации Черноморского экономического сотрудничества по секторальному диалогу.
Причиной резких решений стал недружественный курс, который взял Токио после введения антироссийских санкций Западом. В этих условиях дальнейшее обсуждение мирного договора бессмысленно. М. Захарова тогда же уточнила, что Япония ввела заморозку положенных выплат и затягивает подписание ежегодного исполнительного документа, который предоставляет безвозмездную техническую помощь Сахалинской области.
Согласно итогам Второй мировой войны, указанные острова перешли к Советскому Союзу. Однако Токио продолжает претендовать на Южные Курилы, что является основной загвоздкой в достижении соглашений между странами, включая мирный договор. Ведь Токио до сих пор называет острова Кунашир, Итуруп и ряд территорий Малой Курильской гряды «своими северными территориями».
Курилы – наши, согласно Ялтинской конференции 1945 года
Как известно, непокорных самураев – непримиримых японских милитаристов усмирила в первую очередь Красная армия, а не одна лишь атомная бомба США. 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания заключили письменное секретное соглашение, где указывалось, что Советский Союз «через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе… вступит в войну против Японии на стороне союзников…».
Одним из условий такого шага со стороны СССР было возвращение принадлежавших Российской империи Сахалина (его южной части) и островов Курильской гряды, отторгнутых Японией в результате русско-японской войны 1904-1905 годов. Таким образом, советский суверенитет над Курильскими островами стал актом восстановления исторической справедливости.
Официальный Токио нередко ссылается на Московскую декларацию 1956 года, где говорится о возможности передачи двух островов Южной Курильской гряды Японии. Однако Москва соглашалась на это лишь «в качестве жеста доброй воли» только после заключения мирного договора.
В декларации так и говорилось: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».
Но и не пойдя на заключение мирного договора, Япония теперь претендует не на два и не на четыре, а на все Курильские острова. Такова тенденция, что с каждым премьер-министром число претензий увеличивалось, пока не охватило все «спорные суши».
Принципиальный курс СССР продержался вплоть до разрушительных «перестройщиков».
С началом горбачёвской «перестройки» и переходом к «новому политическому мышлению» подход советских властей значительно изменился. Жёсткое отстаивание собственных интересов Москва поменяла на компромиссы и уступки. Япония почувствовала эту слабину и стала надеяться переломить вопрос с Курилами в свою пользу. Японский советолог Хироси Кимура отмечал: «…Советская сторона, отнюдь не думая уступать Японии северные территории, все же стала считать невозможным для себя препятствовать намерению Японии вести речь об этих территориях». Фактически Горбачев, совершивший визит в Токио в апреле 1991 года, первым из советских руководителей признал существование «территориального вопроса».
Официальная Москва того времени призвала японскую сторону экономически заинтересовать Кремль, чтобы вывести советско-японские отношения из тупика. Советская экономика испытывала значительные трудности, и получение «хорошей цены» за Курилы всё чаще казалось окружению главы государства всё более стоящей внимания. Уговорами занялись и новоявленные партнёры по G7. Прилетевший к Горбачёву в 1988 году американский президент Рональд Рейган уговаривал пойти навстречу Японии в территориальном споре. Министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе тогда тоже был среди сторонников этой идеи: позже он признавался, что «хотел отдать острова Японии».
Так или иначе, российскую принадлежность Курил удалось сохранить. А современное руководство России и вовсе дало Токио понять: территориального вопроса в отношении островов для Москвы не существует.
Токио в гневе
Упомянутым выше распоряжением от 3 сентября власти России упразднили безвизовые поездки, которые осуществлялись каждый год с 1992 по 2019 год. Их инициировали бывшие жители Курильских островов, жившие здесь до 1945 года. Два последних года визиты были отменены из-за ковида, в 2022 году – из-за геополитической ситуации.
Обострение в отношения двух стран внесли санкции, которые Япония ввела в отношении РФ, на что российские власти ответили выходом из переговоров по мирному договору, притормозили промысел японских рыбаков возле наших берегов, а также убрали безвизовый режим при поездках на Курилы.
Ответной реакцией Японии был «решительный протест» в связи с решением Москвы отменить указанное соглашение. Генеральный секретарь японского кабмина Хирокадзу Мацуно с сожалением сказал на брифинге, что Япония не имеет возможности помешать России применять меры по посещению Курил.
«Мы считаем это неправомерным. С нашей точки зрения, это неприемлемо. На данный момент мы не получили официального уведомления (о выходе из соглашения. – Ред.) от российской стороны. Вместе с тем мы выразили решительный протест», − подчеркнул японский чиновник. Мацуно также отметил, что вина за ухудшение японо-российских отношений «целиком лежит на России».
При этом, как считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, в Японии были готовы к подобной жёсткой ответной реакции со стороны России. По словам эксперта, там предвидели жёсткий противовес враждебной позиции в отношении России в связи со специальной военной операцией на Украине.
«Кстати говоря, еще в марте были приостановлены эти безвизовые обмены между Россией и Японией относительно Южных Курил, или Северных территорий, как их называют японцы. А теперь вот пришлось пойти дальше, учитывая, что Страна восходящего солнца не ослабляет накал своей антироссийской деятельности», – заявил В. Кистанов, назвав реакцию японцев дежурной и ожидаемой. Токио всегда возмущается любой деятельностью Москвы на Южных Курилах, считая их «своими».
Далее, уверен специалист, отношения двух стран будут зависеть от событий на территории Украины и ситуации с СВО. Пока что они находятся в глубокой заморозке, с неясными перспективами.
А патриотов России не может не радовать, что многолетние заигрывания с Токио по поводу «подписания мирного договора» завершились. Японцы хотели всего и лишились даже малого.
Оригинал статьи размещен здесь