Положение Владимира Путина начинает становиться неустойчивым, особенно учитывая тот факт, что последнее слово в военном руководстве остаётся за ним. Эксперт полагает, что у Путина было 2 возможности выбраться из этой неудачной вoйны.
MTV Uutiset, 16.09.2022. Hanna Vaittinen
Украинское контрнаступление развивалось с такой скоростью, что российские войска даже запаниковали.
— Для России и Кремля ситуация всё хуже. Но она не настолько плоха, чтобы делать прогнозы о том, что пребывание Путина у власти скоро закончится, — считает Туомас Форсберг, директор исследовательского колледжа Хельсинкского университета.
— Несмотря на то, что правители могут совершать ошибки, особенно авторитарные, они могут долго оставаться у власти, если явной альтернативы им нет, а органы безопасности и военные их поддерживают.
Цели Кремля в вoйнe на Укpaинe для мира в основном неясны — но, возможно, отчасти и сам Кремль их не понимает.
— У Путина, Кремля и России было как минимум 2 шанса сделать выбор.
Форсберг считает, что у России была возможность отыграть назад ещё когда не удался захват Киева и отстранение от власти Владимира Зеленского.
— Она могла закончить на этом, заявив, что это было предупреждение, а теперь мы уходим и будем договариваться.
В такой ситуации Россия могла рассчитывать на выполнение каких-либо своих требований от Укpaины.
— Тогда Россия сохранила бы сильную позицию и наверняка укрепила бы её.
Второй шанс был весной, когда Россия заявила о переходе ко «второй фазе операции». Тогда российские войска начали отходить от Киева, и Кремль заявил о том, что сосредоточится на «освобождении» Донбасса.
— На этом этапе, продвинувшись на какое-то расстояние, она могли бы заявить, что вот у нас есть сухопутный коридор в Крым, мы победили.
По мнению Форсберга, даже в этой ситуации был шанс, что и страны запада согласились бы на деэскалацию и не стали бы срочно снабжать Украину таким количеством оружия.
— Но теперь для России потерян и этот шанс. Сложно сказать, какие остаются решения, которые Россию устроят. Там повторяют, что вoйнy проигрывать нельзя, но это не стратегия.