Найти в Дзене
Иерей Георгий Максимов

Как и почему Бог явил Себя как Троицу?

Сегодняшний праздник имеет два названия: Крещение Господне и Богоявление. Крещением он назван, потому, что Господь Иисус Христос крестился на Иордане от Иоанна Крестителя, а Богоявлением – потому что при этом впервые в истории явно было открыто людям, что Бог есть Троица: Отец через глас с неба слышимый, Сын воплощенный крещающийся и Дух Святой в виде голубином являющийся. Не все достойны были увидеть это Богоявление, но лишь святой пророк Иоанн Креститель. Потому что тайны Божии не для грешных людей.

Господь сказал: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». И вот чистый сердцем Иоанн Креститель оказался достоин, и засвидетельствовал своим ученикам о том, что он видел. Прежде в Ветхом Завете Господь был известен людям лишь как один Бог. Сейчас же, как об этом сказал и Сам Господь в своей первой проповеди после крещения, приблизилось к нам Царствие Божие, Сам Бог приблизился к нам. И точно так же, как для идущего человека, пока он издалека смотрит на то, к чему идёт, все видно неразборчиво и общо, когда же приближается, может рассмотреть лучше, так и Бог, когда приблизился, то явил нам, и мы рассмотрели и смогли увидеть, что Он не просто один, но триедин - Отец, Сын и Святой Дух.

Это учение о триединстве Божием, конечно, составляет одну из отличительных особенностей христианства, и на этом многие спотыкаются. Разные люди – нехристиане, сектанты и атеисты, - с усмешкой, а кто-то и с искренним недоумением спрашивают: как так может быть, что Бог одновременно и Три, и Один ? Либо три, либо один в нашем мире. В нашем мире по человеческому рассуждению – да, либо три, либо один. Но в том-то и дело, что непознаваемый Творец должен быть выше правил тварного мира. Именно христианское учение о триединстве гораздо более достойно Бога-Творца и гораздо лучше выражает Его принципиальную непознаваемость и неотмирность.

Но критики христианства не соглашаются: нет, нам должно быть все понятно: либо три, либо один, либо вы в трех богов верите и тогда вы язычники, либо в одного верите, и тогда нет никакого Отца и Сына и Святого Духа. Они требуют, чтобы в Боге все было понятно для их умов, чтобы Тот, Кто превыше всего, оказался не выше их ума, и Непостижимый Творец стал бы для них постижимым.
Но давайте вспомним, а много ли нам известно и понятно хотя бы о Его творении?

Я уверен, все вы видели дождевых червей. Когда идёт дождь, они выползают из земли и ползут, бедные, незнамо куда. Мне в свое время стало интересно: а почему они выползают из земли? Простой вопрос. Я стал читать об этом, и выяснилось, что ученые не знают, почему черви вылезают из земли во время дождя. Есть разные теории, есть предположения, которые высказывают те или иные ученые, но общепризнанного ответа, который бы удовлетворил всех специалистов, и в котором все они были бы согласны, нет.

И если лучшие умы человечества даже не познали червей, которые ползают под нашими ногами, то как мы можем претендовать на то, что Бог, Который сотворил нас и всю Вселенную, должен быть познаваем и доступен для средних умов, для людей, которые живут во грехах?
Нет. Никак этого не может быть. И, конечно, поэтому не всем Господь открывается, но достойным, как святой Иоанн Креститель, и как множество святых, после него живших. Кто очищает сердце своё, кто смиряет себя, кто приходит к Богу с покаянием, тому Бог открывает ум для познания Его. А пока человек вне Бога, и пребывает во грехе, он недостоин ни знания ни понимания Бога.

В полной мере понимание Бога невозможно ни для кого из нас, потому что это означало бы, что наш Творец вместился в наш ум. Абсурдно претендовать на то, чтобы уместить в свой ум Того, Кого не вмещает вся Вселенная. Но, насколько это доступно для человека, настолько Господь открывает Себя чистым сердцам.

То, что Он открыл нам троичную тайну Своего внутреннего бытия, показывает насколько Господь и любит нас, и доверяет нам, потому что тайнами делятся только с теми, кого любят и кому доверяют. И мы должны ценить эту любовь Божию, дорожить ею и проявлять ответную любовь и доверие в своей жизни.

То, что Господь явился как Троица, это еще и возможность для нас смириться, признать: «Я не выше Бога, я не все понимаю, но доверяю Ему. Если Бог сказал, что Он Троица, значит, я верю Ему». Некоторые мусульмане возмущенно спрашивают: почему вы называете Иисуса Сыном Божиим? Да потому что Сам Бог сказал, что Он Его Сын! Вот, во время крещения Бог сказал: «Сей есть Сын Мой», и кто мы такие, чтобы не доверять Богу? И чтобы спорить с Ним: «Нет, Ты что-то напутал, потому что в наши человеческие умы это не вмещается и нашим земным понятиям противоречит!»

Мы, христиане, не спорим с Богом. В этом как раз и состоит путь очищения нашего сердца, который выражается в смирении перед тем, что открывает нам Господь.