Сколько информации может передать фотография дома? Что лежит за банальными предметами, привычками и рутиной, которые засоряют наше повседневное пространство? На самом деле, довольно много всего, утверждает Home Sweet Home 1970-2018: Британский дом, Политическая история, масштабная выставка. В ней приняли участие тридцать фотохудожников, которые собрались вместе, чтобы проанализировать и изучить культуру, общество и политику нескольких десятилетий новейшей британской истории. И эта группа очень разнообразна.
Запечатлевая это личное, домашнее пространство со стольких точек зрения, выставка вплетает индивидуальность обратно в коллектив, указывая на столкновение мечтаний, стремлений и реалий, которые определяли каждую эпоху в новейшей британской истории. Мы путешествуем от утопического послевоенного общества к мрачным крайностям эпохи Тэтчер, где классы и расы рассматриваются под микроскопом, заканчивая неумолимым вопросительным знаком Brexit, который с 2016 года бросал туманное облако на будущее. Рассматриваемые вместе, мелочи каждого ‘дома’ становятся частью более широкого разговора о зыбучих песках национальной идентичности.
Х
С точки зрения фотографии, переход от внешнего к внутреннему, от уличной фотографии к увлечению интерьером, совпал с возникновением добродетельного образа жизни, сосредоточенного на доме. Рост благосостояния, потребления и телевидения в сочетании с ценностями среднего класса и желанием держать людей подальше от улиц и пабов, позиционировали дом как центр всех видов деятельности. Документируя прихорашенную и зловеще пустынную атмосферу пригорода, нетронутые сады Стивена Маккоя говорят о публичном лице домашнего пространства и становлении садоводства как популярного национального хобби.
Даже оказавшись в личном пространстве, предметы, украшения и дизайн интерьера приобретают более широкое социальное значение, чем кажется на первый взгляд. Фотографы изображают людей в их окружении, довольно формально, как будто их натурщики осознают, что изображение скажет об их социальном положении. Выявляя связь между интерьером и ‘социальной биографией’ его обитателей, мы задаемся вопросом: существует ли такая вещь, как индивидуальный вкус, или наш выбор иллюстрирует нашу принадлежность к определенной культуре или классу? От неуклюжих, застенчивых портретов среднего класса Джона Майерса до совместной серии Дэниела Медоуза и Мартина Парра о семьях рабочего класса, снятых в их гостиных на Джун-стрит в Солфорде, в этих постановочных кадрах проявляются образцы стиля и чувство гордости, присущие декору и меблировке каждого интерьера.