Найти в Дзене

Портрет эпохи. Как в СССР мотивировали человека работать бесплатно. На примере детского труда.

Дети на прополке колхозного поля.
Дети на прополке колхозного поля.

Сразу задам вопрос, который возник у меня в голове при прочтении статьи из журнала 1946 года об участии детей в колхозном труде.

Почему на проклятом западе, где дети работали за деньги, это называлось эксплуатацией детского труда, счастливо изжитой в СССР. А эксплуатация детского труда в СССР, причем, совершенно бесплатно, называлась красиво - общественно полезный труд в воспитательных целях?

Там хоть деньги платили... А у нас, видимо, сразу готовили к жизни в условиях коммунизма, когда товарно - денежные отношения отомрут? Я вот, честно говоря, не понимаю такого момента.

Вот пример, который я вычитала в статье.

Имеем детей - чьи родители непонятно где. Причины отсутствия не указываются, но письма друг другу они пишут.

Дети живут в интернате уже несколько лет.

На момент событий им по 10 лет.

До этого их приучали к трудовым навыкам, которые сводились к уходу за собой: кровать заправить, игрушки собрать, одежду почистить...

Но вот решили вывести на новый этап - как раз то удивительное, что обозначили как общественно - полезный труд. Просто решили, что дети по возрасту вполне с ним справятся.

Сперва их приспособили к сбору лекарственных трав. Причем, тогда они были младше. Это происходило под лозунгом помощи госпиталям.

Потом, когда дети набили руку, так сказать, на травах, их решили перевести на более сложный участок работы - прополку колхозных полей.

Причем, как рассказывает автор, предварительно их подготовили к этому тяжелому труду морально - им проводили политинформации с рассказами о том, как во время войны бойцы проявляли ради Родины храбрость и мужество. Им зачитали письма их отцов, которые те присылали с фронта, когда еще были живы, с акцентом на то, что они тоже должны расти отличными бойцами и особенно выделили тот момент, что для этого детям надо учиться работать. В итоге, по словам автора, они сами начали проситься на прополку.

Честно говоря такая обработка мне напомнила сектантов, которые тоже педалируют сокровенные чувства людей, чтобы потом вить из них веревки.

Ну и после этого детишек отправили обрабатывать поля. Попутно отмечено, что мальчишки были здоровые и крепкие. Детям это было представлено как уважение к их решению. (На самом деле - заявка поступила от колхоза).

Ну тут - просто браво...

-2

Далее манипуляции, а иначе мне трудно это назвать - продолжились.

Детей вывели пропалывать овес от полыни и сурепки.

Чтобы дети не испугались сразу огромных полей, которые им предстояло обработать - автор достала колышки с веревкой, и отмерила им небольшой участок. Когда они его пропалывали - отмеряла дальше. Ну и попутно воодушевляла их, показывая, как здорово они пропололи очередной участок. Вот такая методика... При этом детей подбадривали работать быстрее...

Там тоже было сделано с умом - их расставили парами, и в парах как бы устроили соревнование. Тот, кто работал хуже - тянулся за тем, кто работал лучше, и так дети бодро обрабатывали поля.

Кстати, с ними был проведен и тренинг по правильному выдергиванию разных сорняков, чтобы они и у себя и у других могли отличить качественную работу от некачественной, а так же, чтобы их усилия прикладывались более эффективно.

Дети, как отмечает автор - быстро уставали. Им давали перерывы - поваляться на равке в тенечке, во время которых автор, как Шехерезада рассказывала им сказку с нравоучительным элементом, про работящих героев (собственного сочинения, как полагаю), но потом прерывала ее на самом интересном месте, а продолжение обещала рассказать после того, как они ударно, помогая отстающим, прополят следующий участок до следующего перерыва.

Ну и в завершении, чтобы детям показать, насколько их труд важен для Родины, на приемку результатов работы трудового дня был приглашен полевод, у которого три сына побывали на фронте. И он еще раз указал детям на их ошибки при прополке (где - то овес потоптали, а ведь он для красной конницы - конница теперь овса недополучит), и только после того, как высказал замечания - похвалил и обещал, если будут работать хорошо - покатать на лошадках.

-3

В столовой интерната повесили таблицу, где отмечалось что каждая группа детей сделала за день: сколько прополола и какую оценку получила за качество и за дисциплину. Группу, которая получала всю неделю оценки "отлично" поощряли на воскресной линейке - когда поднимали флаг, эту группу выстраивали у мачты.

При этом, автор признается, что занижала детям оценку их трудов, чтобы они трудились с еще большим рвение. Это она объясняет так: "Я должна помочь детям понять значение слов Труд - дело чести, доблести и геройства"...

Так же совместно с детьми писали письма их родителям, в которых заставляли их прописывать о том, как они работают и помогают колхозу и Родине.

Честно говоря читала и восхищалась. Вот умели же! Заставить людей ударно трудиться не за деньги, а за похвалу в стенгазете... И как все выстроено! Так на некоторых современных предприятиях ушлые хозяева стараются меньше платить, накачивая людей "корпоративными ценностями". Но здесь автор преподносит все как разработанную ею методику приобщения детей к труду с высокими целями, и очень откровенно открывает всю кухню манипуляций с сознанием этих детей, чтобы они из кожи вон лезли на работе, выполняя ее за моральную похвалу.

Мне кажется, простите, но платить детям за их труд как - то честнее... Раз уж все равно без детского труда, будем называть вещи своими именам, обойтись не могли. А еще честнее называть это работой за бесплатно, а не прикрываться высокими фразами о воспитании.

А еще я не понимаю, почему люди, которые считают сегодня, что все это нормально - так возмущены, когда в монастырях тоже детей к бесплатным работам привлекают? Сколько криков об эксплуатации труда... Ну так извините - там они тоже на обеспечении, если той же логикой пользоваться. Тоже отрабатывать, значит, обязаны. Судя по вашим же рассуждениям. И материи там тоже - максимально высокие...

Желающим поделиться воспоминаниями о своих поездках " на картошку", нажать на ссылку ниже. Там собираются воспоминания читателей на эту тему: