В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ про слепого нищего, который сидел у дороги, и по этой дороге проходил Господь Иисус Христос в сопровождении множества народа. Услышав от проходящих, кто идет, этот слепой человек, которого звали Вартимей, начал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» – фактически это то, что называется у нас сейчас Иисусовой молитвой, только Вартимей еще не знал о том, что Иисус есть Сын Божий, поэтому называл его «Сын Давидов». Во всем остальном это то же самое, что Иисусова молитва.
И когда он начал кричать, люди, проходящие мимо, стали шикать на него и говорить, чтобы он замолчал. Это же происходит и с человеком, который решает прийти к Богу или даже просто помолиться. Мы знаем, что сразу появляются помыслы, отвлекающие нас от молитвы.
Что же делает Вартимей? Он не слушает всех говорящих ему: «не шуми, не отвлекай, не мешай», а начинает кричать ещё громче. Так и мы должны поступать: не поддаваться помыслам, которые отвлекают нас от молитвы или от дел благочестия, но чем больше они препятствуют нам, тем сильнее возвышать наш голос в Богу. Это первый урок молитвы из данного евангельского эпизода – усердие и неотступность.
Иисус услышал Вартимея, позвал его к Себе, и когда этот слепой предстал пред Ним, спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» Здесь, конечно, проявляется и деликатность Господа, и Его уважение к свободе человека. Потому что Он и как Бог, знал, чего на самом деле хочет Вартимей, но и по человечеству нетрудно догадаться, чего хочет слепой. Однако Господь не принимает решение за Вартимея, не говорит ему: так, ты слепой, сейчас будешь зрячим! Он спрашивает: «Чего ты хочешь?» И когда Вартимей говорит: «Хочу прозреть», тогда Господь исцеляет его от слепоты и говорит: «вера твоя спасла тебя».
Вера во что? Вера в то, что Иисус может сделать то, о чем он Его попросил. И здесь второй урок, который Вартимей дает всем нам. Вартимей взывал ко Христу с полной уверенностью, что Тот может исполнить просимое. Так и мы в молитве должны быть твердо убеждены в том, что Бог может дать то, что мы просим. Нередко же бывает, что человек сам не верит в то, что получит, и такая молитва, конечно, остается бесплодной.
Ну и, наконец, третий урок, который преподносит нам Вартимей – это то, что, получив исцеление, он пошел вслед за Иисусом. Многие из нас, обращаясь к Богу с просьбами, получив просимое, хотят продолжать ту же самую жизнь, которая в целом была без Бога, идти своим путём, а не следовать за Иисусом. И от этого тоже зависит сила наших молитв.
Конечно, в Евангелии описываются примеры и людей, которые получили просимое, но при этом не стали следовать за Иисусом. Однако они, как правило, указаны без имен. А Вартимей удостоился, что его в Евангелии назвали по имени, и это признак того, что имена людей, которые, получив просимое от Бога, меняют свою жизнь, начинают жизнь по-Божьи, - будут вписаны в Книгу Жизни, как сказано в Писании, то есть, будут спасены. Тот же, кто даже получив чудесный дар исцеления от Бога, возвращается на путь греха, на путь жизни земными интересами, не окажется достойным того, чтобы его имя внесено было в Книгу Жизни.
И вот этими тремя уроками Вартимея будем вразумляться и руководствоваться в нашей христианской жизни.