Действующий порядок деятельности федеральных учреждений МСЭ (утвержден приказом Минтруда России от 30.12.2020 г. № 979н) предусматривает обязательную аудио- и видеофиксацию процесса освидетельствования.
Это сделано с целью документирования всего происходящего во время медико-социальной экспертизы и обеспечения объективного контроля за работой бюро и его специалистами. В случае конфликта видеозапись поможет установить, кто прав, а кто виноват, особенно это актуально, когда необходимо выяснить, действительно ли, имело место некорректное поведение с чьей-либо стороны. Очень часто граждане упрекают медиков в грубом и неэтичном поведении; в свою очередь, медики утверждают обратное, говоря о клеветнических и оскорбительных высказываниях в их адрес. Ну, и конечно же, установка видеокамер необходима в целях антитеррористической и антикоррупционной безопасности. Для этого видеокамеры размещаются у входа, в коридорах, холлах.
Проведение медико-социальной экспертизы фиксируется средствами аудио- и видеозаписи, начиная с регистратуры бюро. На дому и в стационаре освидетельствование тоже подлежит фиксации, но только на диктофон.
В кабинетах, где непосредственно проводится освидетельствование, видеокамера должна охватывать рабочие места всех специалистов, проводящих медико-социальную экспертизу, и место, где происходит объявление гражданину решения о результатах медико-социальной экспертизы. Направление видеокамер на место, где проводится осмотр гражданина и где он раздевается, не допускается.
Срок хранения аудио- и видеоматериалов составляет 90 календарных дней. Если решение бюро было обжаловано или запрошено правоохранительными органами, соответствующие аудио- и видеоматериалы подлежат хранению 1 год.
Гражданин, изображенный на видеозаписи (идентифицируемый на аудиозаписи), имеет право ознакомиться с аудио- и видеоматериалами, а также получить их копию. Но получить копию на практике получается не всегда: руководитель бюро (главного бюро, Федерального бюро) имеет право отказать заявителю в случае несогласия третьих лиц, изображенных на видеозаписи (идентифицируемых на аудиозаписи), и возможности нарушения при этом их прав и законных интересов. Поскольку категории этих лиц не определены, ими вполне могут быть признаны специалисты бюро, и они могут возражать против предоставления видеозаписи с их изображением. Данный вопрос правовой точки зрения является спорным, но однозначно то, что распространять указанную видеозапись без согласия медиков гражданин не вправе (за исключением случаев предоставления ее органам и лицам, уполномоченным на контроль и проверки учреждений МСЭ).
Для получения видеозаписи процесса освидетельствования у гражданина есть еще один способ: произвести видеосъемку своими силами. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- обязательное предварительное уведомление о проведении аудио-, фото- и (или) видеосъемки руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) или организатора системы аудио- и видеофиксации в главном бюро (Федеральном бюро);
- проведение аудио-, фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или организатором системы аудио- и видеофиксации в главном бюро (Федеральном бюро), и под непосредственным контролем руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) или организатора системы аудио- видеофиксации в главном бюро (Федеральном бюро);
- не допускается аудио-, фото- и (или) видеосъемка других получателей услуги по проведению МСЭ, находящихся в бюро (главном бюро, Федеральном бюро), в связи с необходимостью соблюдения их прав на неприкосновенность частной жизни, тайну личной жизни, сохранения врачебной тайны.
Вопросы ведения видеозаписи при оказании медицинской помощи рассмотрим в одной из следующих публикаций.