Любители литературы, конечно, помнят роман "Солярис". Польский писатель Лем там изобразил на фоне фантастических событий внутренние метания одинокой человеческой души.
Несмотря на известный психологизм романа, это ещё и настоящая фантастика, мощная.
Многие помнят и про снятые по роману фильмы:
- один фильм советского режиссера Тарковского (1972)
- другой - американского режиссера Стивена Содерберга (2002)
Хотя снимать надо было, конечно, не фильм, а сериал. Но об этом мы поговорим далее.
Сам Станислав Лем была крайне разочарован обеими экранизациями, впрочем первая показалась ему немного лучше.
Так уж получилось, что авторы фильмов видели в этом романе вовсе не захватывающий триллер о внеземном разуме, каковым "Солярис" на самом деле является.
Режиссеры пытались этими фильмами донести до зрителей идею о нашей ответственности за свои мысли и поступки, например.
Кстати, ответственность за свои мысли и поступки - это и есть основная "тема" всей русской культуры. Мимо этой идеи Тарковский пройти не смог, конечно.
Фильм "Солярис" Тарковского в первую очередь ставит этические вопросы.
У Тарковского вообще в творчестве сплошные этические вопросы. И это по нынешним временам немного напряжно.
Ну в самом деле:
- тема семьи,
- тема матери,
- тема вины,
- тема ухода из отчего дома
эти все темы проходят лейтмотивом из фильма в фильм работу Тарковского.
Идея остаться на планете Земля просто так, во имя науки, Тарковскому особо не была бы интересна.
Но Лем-то был фантастом!
Можно предположить, что ему хотелось увидеть в кадре следующее:
- отсеки межгалактических кораблей, бездонное звёздное небо, огромные иллюминаторы от пола до потолка.
- а также: нагнетаемая обстановка, беготня по коридорам и сильнейшее психологическое напряжение.
- и обязательно хорошо прорисованный на компьютере, собственно, сам этот океан Солярис.
В котором булькают и бурлят все эти лемовские "ужасы" и странные объекты.
Вот это хотел увидеть Лем в экранизации. А не коматозно-унылый видеоряд, "подаренный" ему Содербергом или Тарковским.
Да какой к чертям Тарковский, если уж серьезно!
Эта вся советская режиссерско-операторская алкоголическая тусовка в подметки не годилась гениальному писателю Лему.
Лема по сей день читают, и будут читать. А Тарковский?
Вот вдумайтесь в мои слова, если его (Тарковского) не упоминать постоянно, если не носиться с ним, как с писанной торбой, то и забудут его к чертям.
Уже забыли, впрочем.