Найти в Дзене

Сколько вам завесить Тарковского?

Оглавление

Любители литературы, конечно, помнят роман "Солярис". Польский писатель Лем там изобразил на фоне фантастических событий внутренние метания одинокой человеческой души.

Несмотря на известный психологизм романа, это ещё и настоящая фантастика, мощная.

Многие помнят и про снятые по роману фильмы:

  • один фильм советского режиссера Тарковского (1972)
  • другой - американского режиссера Стивена Содерберга (2002)

Хотя снимать надо было, конечно, не фильм, а сериал. Но об этом мы поговорим далее.

Сам Станислав Лем была крайне разочарован обеими экранизациями, впрочем первая показалась ему немного лучше.

Так уж получилось, что авторы фильмов видели в этом романе вовсе не захватывающий триллер о внеземном разуме, каковым "Солярис" на самом деле является.

Режиссеры пытались этими фильмами донести до зрителей идею о нашей ответственности за свои мысли и поступки, например.

Кстати, ответственность за свои мысли и поступки - это и есть основная "тема" всей русской культуры. Мимо этой идеи Тарковский пройти не смог, конечно.

Фильм "Солярис" Тарковского в первую очередь ставит этические вопросы.

У Тарковского вообще в творчестве сплошные этические вопросы. И это по нынешним временам немного напряжно.

Ну в самом деле:

  • тема семьи,
  • тема матери,
  • тема вины,
  • тема ухода из отчего дома

эти все темы проходят лейтмотивом из фильма в фильм работу Тарковского.

Идея остаться на планете Земля просто так, во имя науки, Тарковскому особо не была бы интересна.

Но Лем-то был фантастом!

Можно предположить, что ему хотелось увидеть в кадре следующее:

  • отсеки межгалактических кораблей, бездонное звёздное небо, огромные иллюминаторы от пола до потолка.
  • а также: нагнетаемая обстановка, беготня по коридорам и сильнейшее психологическое напряжение.
  • и обязательно хорошо прорисованный на компьютере, собственно, сам этот океан Солярис.

В котором булькают и бурлят все эти лемовские "ужасы" и странные объекты.

Вот это хотел увидеть Лем в экранизации. А не коматозно-унылый видеоряд, "подаренный" ему Содербергом или Тарковским.


Да какой к чертям Тарковский, если уж серьезно!

Эта вся советская режиссерско-операторская алкоголическая тусовка в подметки не годилась гениальному писателю Лему.

Лема по сей день читают, и будут читать. А Тарковский?

Вот вдумайтесь в мои слова, если его (Тарковского) не упоминать постоянно, если не носиться с ним, как с писанной торбой, то и забудут его к чертям.
Уже забыли, впрочем.