Великая тайна ритуалов

614 прочитали

Ментальный краеугольный камень эволюции социального познания

В Китае девушки народа Лонг-Хорн-Мяо позируют для селфи в головных уборах из волос своих предков, чтобы выглядеть красиво во время ритуала сватовства
В Китае девушки народа Лонг-Хорн-Мяо позируют для селфи в головных уборах из волос своих предков, чтобы выглядеть красиво во время ритуала сватовства

• Почему все человеческие общества придерживаются кажущихся бессмысленными, повторяющихся и непонятных обычаев, объединяющих ритм, танец, музыку, боль или жертвенность с какой-то очевидной чушью?

• Зачем нам бесчисленное множество ритуальных поступков — от молитв, возносимых бесчисленным богам до поцелуев игральных костей, от ношения перчаток, полных кусачих муравьев, до хождения босиком по раскаленным углям?

• С какой целью мы окружаем себя ритуалами при рождении, смерти и где только можно между ними? И какое значение они имеют для нас, если обычно приносят так мало очевидной пользы?

• Зачем вообще люди постятся, становятся на колени, берут в руки ядовитых змей, терпят часы скучных проповедей и прочих прагматически бесполезных, но часто дорогостоящих и болезненных ритуалов?

• Что за великая тайна человеческого поведения, лежащая в основе ритуалов, способна объяснить обрезание, балы дебютанток, дедовщину, королевские коронации и много-много чего еще?

Великая тайна ритуалов — это научный детектив, написанный эволюцией социального познания.

Он уже по диагонали прочитан наукой, но понять все повороты его навороченного сюжета еще предстоит.

Вот лишь краткое описание восьми основных хитросплетений сюжетных поворотов этого детектива.

Ритуалы и эволюция социального познания

В Сенегале современные борцы проводят древние ритуалы на крупнейших спортивных площадках страны. Источник этого и последующих фото: https://www.bbc.co.uk/programmes/articles/5T7rrJjRbNbCCb2N2rXMyv1/behind-the-extraordinary-rituals
В Сенегале современные борцы проводят древние ритуалы на крупнейших спортивных площадках страны. Источник этого и последующих фото: https://www.bbc.co.uk/programmes/articles/5T7rrJjRbNbCCb2N2rXMyv1/behind-the-extraordinary-rituals

1) Человек — уникальное животное. Эволюция снабдила нас «когнитивными гаджетами» для подключения к распределенным когнитивным сетям (distributed cognitive networks) себе подобных. Подключаясь к этим сетям, мы становимся способными к социальному научению и социальному познанию. Без этих 2х факторов интеллектуального развития наш разум мало чем отличался бы от разума животного или ребенка-маугли (подробней в моем посте).

2) Ключевая проблема социального научения и социального познания — как передавать другому свои мысли и как понимать мысли других. Проблема здесь в том, что почти все содержимое нашего мозга — продукт его творчества. Мозг обладает минимумом знаний об окружающем мире, предпочитая домысливать остальное на основе предыдущего опыта (подробней в моем посте). Следовательно, нужен специальный интерфейс, способный передавать уникальные мысли между уникальными разумами.

Индонезийский ритуал воскрешения «ма'нене» - семья извлекает из могилы тело давно умершего. Его семья приветствует его, как живого: примеряет его очки и комментирует, как умно он выглядит.
Индонезийский ритуал воскрешения «ма'нене» - семья извлекает из могилы тело давно умершего. Его семья приветствует его, как живого: примеряет его очки и комментирует, как умно он выглядит.

3) Этот интерфейс зависит от принципа работы доступных человеку «когнитивных гаджетов» (подробней в моем посте). Примерно 100 тыс. лет назад у людей заработал «когнитивный гаджет» символической коммуникации. Членораздельная речь людей развилась до уровня полностью символического, синтаксически развитого языка, позволяющего в ходе социального научения передавать огромные объемы произвольной информации, как между индивидами, так и между поколениями. 
Появилась возможность передавать сложные абстрактные идеи и понятия не только о том, что происходит здесь и сейчас, но и о других временах и местах — даже воображаемых.

4) Но к моменту формирования у людей «когнитивного гаджета» символической коммуникации, у представителей рода Homo уже пару миллионов (!) лет социальное научение и социальное познание были важнейшими факторами интеллектуального развития их разума. И реализовывались оба эти фактора протосимволическим «когнитивным гаджетом», работающим на миметичском принципе (от греческого слова “мимесис”, означающего подобие, воспроизведение, подражание). Т.е. коммуникация в когнитивных сетях велась на языке тела, жестов и подражания. Без этого протосимволического «когнитивного гаджета подражания» в когнитивных сетях дальних прародителей Homo sapiens не были бы изобретены метательное оружие и составные инструменты, и не были бы освоены систематическое использование огня и сложностратегическая коллективная охота на крупную дичь.

В Наки-сумо борцы соревнуются, чтобы заставить детей плакать, следуя японскому поверью, что плачущие дети отпугивают демонов и заставляют их расти быстрее (вас поразит это короткое видео https://www.bbc.co.uk/programmes/p06gv1br)
В Наки-сумо борцы соревнуются, чтобы заставить детей плакать, следуя японскому поверью, что плачущие дети отпугивают демонов и заставляют их расти быстрее (вас поразит это короткое видео https://www.bbc.co.uk/programmes/p06gv1br)

5) В протосимволической культуре доязыковых обществ древних Homo групповые ритуалы играли ключевую роль в социальном научении и передаче знаний
Благодаря символическому воспроизведению коллективных нарративов, ритуал функционировал как
воплощенный праязык. Он обеспечивал «внешнюю систему поддержки» индивидуального познания — решающий шаг на пути к языку как таковому. Мерлин Дональд (всемирно известный психолог, нейроантрополог и когнитивный нейробиолог, автор теории интеллектуального и когнитивного происхождения людей и эволюции их познания и культуры) утверждает, что

ритуал был ментальным краеугольным камнем эволюции социального познания, позволяя ранним гоминидам согласовывать свой разум с социальными условностями.

6) Поведенческая суть ритуалов в том, что мы делаем нечто лишь потому, что так делают многие другие люди из нашего социума (мы просто подражаем другим людям своей группы). Люди — чемпионы по подражанию. Ни одно другое животное не делает это столь искусно. Ближайшие родственники людей — шимпанзе и даже некоторые птицы способны копировать поведение друг друга, особенно, когда видят, что такое поведение приводит к полезному результату. Но в чем люди абсолютно превосходят животных, так это в их способности имитировать действия, которые не имеют никакой практической ценности. Именно это позволяет нам, среди прочего, передавать моду и традиции — поведение, которое говорит нам и всем вокруг, к каким группам мы принадлежим. Ритуальными становятся действия, которые должны выполняться просто потому, что это некий общепринятый и «правильный» способ действий в своем социуме (среди своих) в определенных ситуациях.

Потерять волосы, чтобы спасти свою душу. Начинающие монахини джайнской веры в Индии должны вырвать каждый волос с головы в процессе ритуала инициации.
Потерять волосы, чтобы спасти свою душу. Начинающие монахини джайнской веры в Индии должны вырвать каждый волос с головы в процессе ритуала инициации.

7) Участвуя в ритуалах, во-первых, люди демонстрируем другим, что они «хорошие» члены своего сообщества, приверженные коллективным целям. Во-вторых, ритуалы создают общую систему коллективного опыта и символических значений. И в-третьих, ритуалы помогают координировать мышление и память, позволяя группе людей функционировать как единый организм. Из-за его тесной связи с символизмом, ритмом и движением, а также его роли в разграничении экстраординарного и обычного, ритуал также был связан с эволюцией искусства.

8) Можно без преувеличения сказать, что ритуал — это основная часть того, кем мы являемся как вид, ибо ритуал сыграл ключевую роль в нашей эволюции после того, как прародители людей эволюционно разошлись с шимпанзе 6–7 миллионов лет назад. Ритуалы были основными социальными актами человечества. Без них не возникло бы само общество и не появился бы уникально развитый человеческий язык. Ибо язык развился не из–за какой-то генетической мутации или просто роста мозга. Язык эволюционировал, потому что он был достаточно важен для членов сообщества в его экологической, социокультурной нише. Сегодня ни у одного другого вида нет даже простых лингвистических или протосимволических форм общения, поскольку у них не было сообществ, для которых протоязык выполнял бы достаточно важные функции в своей нише.

Резюмируя, можно сказать, что разум людей и все типы культур (независимо от социального устройства обществ, религии и т.д.) построены на многотысячелетних фундаментах ритуальных практик. Благодаря им у людей сформировались разные общества и появились разные языки. Параллельно с практиками ритуалов развивался разум людей, вытесняя ритуалы в подсознание. Поэтому, с точки зрения разума, ритуалы становились все более странными, бессмысленными и бесполезными. Но они лежат в основе нашего поведения и неотделимы от поведенческого базиса любого из нас.

И поэтому не надо удивляться молитвам, возносимым людьми бесчисленным богам, неосознанному целованию игральных костей или автоматическому произнесению нами бессмысленного выражения тьфу-тьфу.

Без этих и тысяч других ритуальных практик мы просто не стали бы теми людьми, какие мы есть. И скорее всего, вообще не стали бы людьми.

Ибо самое магическое (рационально не объяснимое) из познавательных свойств Homo — креативность, — развилось у людей задолго до появления у них «когнитивного гаджета» символической коммуникации — развитого языка.

Без наличия у людей креативности они не изобрели бы даже самых простых каменных орудий, появившихся более 2 миллионов лет назад. Но способность к креативности невозможно представить без способности одной мысли вызывать другую. А эта последняя сформировалась у наших далеких предков в эпоху протосиволической (миметической) коммуникации — эпоху ритуалов.

2 миллиона лет креативности

Креативность японцев создала это высокотехнологичное буддийское кладбище на 3000 душ в 500-летнем храме Бансё-дзи.
Креативность японцев создала это высокотехнологичное буддийское кладбище на 3000 душ в 500-летнем храме Бансё-дзи.

Способность одной мысли вызывать другую Мерлин Дональд назвал самозапускаемым циклом воспоминаний и повторов, потому что он позволял нашим древним предкам репетировать и совершенствовать навыки, вспоминать и размышлять о прошлом, а также представлять будущее.

Одна из форм самозапускаемого цикла воспоминаний и повторов превратилась у людей в способность объединять мысли и действия в потоки свободных ассоциаций, критических размышлений или сложных поведенческих последовательностей. Благодаря этому наши предки стали способны к свободному «серфингу» собственных мыслей, как бы соединяющих точки между элементами в памяти, которые ранее считались несвязанными.

Способность «серфинга мыслей» в ходе репетиций и совершенствования ритуальных действий стала основой появления у Homo нового качества – креативности. Это качество развивалось и укреплялось почти 2 млн лет эпохи миметических коммуникаций, позволявших людям мобилизовать практику социального (коллективного) познания, меняющего их поведение и технологии. В результате этого около 1,7–1,8 миллионов лет назад произошел переход от более грубых олдованских к более совершенным ашельским орудиям, а затем и последующее усложнение ашельской культуры.

Поскольку в ходе антропогенеза не было какой-либо четкой и отчетливой переходной точки, где праязык превратился в язык (такое развитие происходило постепенно), эпохи протосимволической и символической коммуникации перекрывались. Мерлин Дональд даже предполагает, что праязык во времена, начиная примерно с 500 000 лет назад, уже был настолько сложным, чтобы позволить зародиться тому, что Дональд называет “мифической” культурой устных традиций и повествовательной мысли.

Трехэтапное развитие символических способностей человека через миметическую, мифическую и аналитическую (основанную на технологиях) культуру. Источник: https://static1.squarespace.com/static/613647d63a8c2c35de0f3236/t/6138e3fb4a1f435656d54c78/1631118356512/Organise+Ideas+Nat+Conf+New.pdf
Трехэтапное развитие символических способностей человека через миметическую, мифическую и аналитическую (основанную на технологиях) культуру. Источник: https://static1.squarespace.com/static/613647d63a8c2c35de0f3236/t/6138e3fb4a1f435656d54c78/1631118356512/Organise+Ideas+Nat+Conf+New.pdf

С тех пор креативность, как и прочие когнитивные способности и качества людей, изменилась не сильно. Кардинально менялись лишь «когнитивные гаджеты» для подключения к когнитивным сетям.

Ментальный краеугольный камень эволюции социального познания • Почему все человеческие общества придерживаются кажущихся бессмысленными, повторяющихся и непонятных обычаев, объединяющих ритм, танец,-8
Ментальный краеугольный камень эволюции социального познания • Почему все человеческие общества придерживаются кажущихся бессмысленными, повторяющихся и непонятных обычаев, объединяющих ритм, танец,-9

Каждый из этих «гаджетов» был полезен в своей социокультурной, экологической нише. «Гаджеты» менялись, а ритуалы людей не исчезали, лишь как бы уходя все глубже под нарастающими пластами разума. Однако, на самом деле, мозг в процессе эволюции не обрастал новыми слоями, как это происходило, например, с осадочными породами. В процессе эволюции хардвер (материальный носитель) мозга переформировывался по единому “производственному плану” (как и мозг всех млекопитающих, и, возможно, вообще всех животных) — подробней в моем посте.

Ритуалы же — это софтвер (нематериальное программное обеспечение, кодируемое «прошивкой» хардвера мозга), закачиваемый в наш мозг из когнитивных сетей, подобно обновлениям операционной системы компьютеров и смартфонов.

С развитием культуры когнитивные сети становятся все больше. А «обновления» софтвера мозга при подключении к ним — все чаще и всё объемней. Но под грудой бесконечных «обновлений» все равно остается память о ритуалах. И эту память невозможно затереть, как какой-нибудь древний фрагмент кода в BIOS компьютера, т.к. к нему обращается следующий уровень софтвера, а к тому — следующий и т.д.

Да и не надо этот код затирать. Он прекрасно работает уже 2 млн лет. И как показывают исследования, для творческих видов деятельности по-прежнему верен принцип —

«чем больше ритуалов, тем лучше».

Раскапывать эту тему дальше можно здесь:

  • свежий бестселлер Димитриса Ксигалатаса с рекомендациями легендарной Джейн Гудолл и знаменитого Николаса Христакиса;
Ментальный краеугольный камень эволюции социального познания • Почему все человеческие общества придерживаются кажущихся бессмысленными, повторяющихся и непонятных обычаев, объединяющих ритм, танец,-10
  • только опубликованная в Journal for the Theory of Social Behavior работа Осмо Кивинен и Теро Пииройнен.
Ментальный краеугольный камень эволюции социального познания • Почему все человеческие общества придерживаются кажущихся бессмысленными, повторяющихся и непонятных обычаев, объединяющих ритм, танец,-11

А в заключение видео TED-выступления Димитриса Ксигалатаса “Сила ритуала”

#ритуалы #эволюция #социальное познание

________________________

Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях