Найти в Дзене
Bond Voyage

Группа Особого Назначения. Ч.9 Луанда

Оглавление

Часть 1. Начало

Часть 8. Новый год и Праздник Нептуна

27 января Б-826 «Ярославский комсомолец» пришвартовался к плавмастерской № 24 в бухте порта Луанда в Анголе. В течение трёх недель предстоял текущий ремонт лодки после полученных повреждений от океанских волн. Мы высыпали на верхнюю палубу. Лодка находились на косе, отделяющей акваторию бухты от океана. Через бухту была видна столица Анголы.

Луанда. Фото из Интернета
Луанда. Фото из Интернета

Между корпусами лодки и мастерской плавала стайка неизвестных рыб. Ребята метнулись внутрь лодки за острогой. Вернулись быстро, прицелились, и одним ударом подцепили четыре штуки. Плавники у них были какие-то роговидные, похожие на зубы. Анголец на пирсе что-то прокричал, руками сначала показал на рот, а затем, скрестил руки, показывая крест, мы сразу поняли, что есть их нельзя! Интерес к рыбной ловле тотчас угас. Предстояла передача лодки экипажу ПЛ Б-4.

Наш экипаж разместили в кубриках ЭОС «Полюс».

ЭОС "Полюс". Фото из Интернета.
ЭОС "Полюс". Фото из Интернета.

До передачи лодки каждый день производился подъём флага, а затем за 45 секунд весь наш экипаж оказывался внутри корабля для производства работ. Нам же с Рагозиным делать было нечего, так как на посту было всё исправно. Каждый день наблюдали как на эсминце, пришвартованном по соседству, экипаж маршировал на юте, нам такой службы не хотелось, но пошутить по их поводу можно. Я ещё не знал, что на лодку больше не вернусь, поэтому всё делал с интересом, а не спустя рукава.

По поступавшим сведениям обратное возвращение лодки было тяжёлым. Поломались оба дизеля, и лодка болталась посередине Атлантики без хода, пока не восстановили один из них.

Пл Б-826 в море. Фото из личного архива
Пл Б-826 в море. Фото из личного архива

Распорядок дня был как на базе, подъём в шесть часов, физзарядка, причём можно было выбежать на берег Атлантического океана, «быстро сплавать до Бразилии и вернуться». После купания обязательная процедура мытья под душем с пресной, но холодной, водой, иначе вся кожа после высыхания морской воды была бы покрыта кристаллами соли, что создавало дискомфорт. Затем - завтрак, гигиена, подъём флага, обед и так далее. После обеда разрешали отдыхать и купаться, если не было сильного ветра, играть в волейбол, изучать местные окрестности. После ужина отлучаться было нельзя, обстановка в столице была неспокойная. Угроза исходила от соседних стран, таких как ЮАР и Мозамбик, мимо которых мы должны были пройти.

Об этом поведал советник в гражданской одежде, полковник Вооружённых Сил СССР, специально приглашённый для проведения беседы с нами. С его слов мы узнали, что руководство Анголы взяло курс на социализм, но до этого им ещё очень далеко, особенно народу. Кормим их хлебом, а они думают, что буханки и батоны растут у нас на деревьях. Рассказал анекдот.

Лежит негр под кокосовой пальмой, подходит американец, начинает его учить как стать богатым.
- Залезь на пальму, набери кокосов, продай их на базаре, на вырученные деньги найми работников. Они соберут больше кокосов, снова продай их, расширь предприятие, найми управляющего, пускай работают дальше, а сам можешь ничего не делать и отдыхать под пальмой.
- Зачем? Я и так ничего не делаю и отдыхаю - отвечает тот.

Гуляя по парку, мы нашли-таки одного работящего ангольца, который из пальмовых листьев делал нечто похожее на циновку или мат. Другие вооружённые ангольцы, а на самом деле – кубинцы, на катере периодически осуществляли патрулирование акватории, осматривали под водой корпуса наших кораблей на предмет обнаружения следов минирования.

Один раз нас посетили Луанда на экскурсию и местный пивоваренный завода, естественно, с дегустацией продукции. Вернулись обратно в «приподнятом» настроении. Пиво было сварено качественно, обошлось без последствий. Мы обратили внимание, что на улицах города пустынно и много патрулей.

В один из дней мы нашли кокосовую пальму с кокосами и решили ими полакомиться. Один из мотористов, не робкого десятка, как абориген, перевязал ступни ног верёвкой, цепляясь за ствол, добрался до орехов и ножом сбил по одному кокосу каждому из нас. Чтобы скушать орешек, сначала надо добраться до ядра, очистив от зелёной копры. Потом найти сверху три заросших мякотью отверстия, проткнуть их, и вылить из ядра в стакан содержащуюся жидкость, сладковатую на вкус, только без газа, слегка пахнущую орехом. Затем срезаешь ножом или отпиливаешь ножовкой верхушку ядра. Ложкой выскребаешь плотную мякоть ореха и наслаждаешься в своё удовольствие. И, наконец, ядро высушиваешь, покрываешь лаком и берёшь с собой в качестве сувенира, что я и сделал. Хранится до сих пор.

Бегая по мелководью бухты и изучая местную морскую флору и фауну, мы увидели рыбу-ежа. Она попыталась уплыть от нас на глубину, но мы отрезали ей путь к отступлению, окружив её. Тогда рыба-ёж, пугая нас, надулась как мяч, только с шипами, но была тотчас изловлена и утащена на корабль одним из трюмных машинистов, который сделал из неё чучело.

Рыба-ёж.
Рыба-ёж.

Удивительно то, что никто из нас ни разу не наступил на морских ежей, уколы шипов которых могли вызвать сильные проблемы со здоровьем, хотя об этом мы не знали.

Купаясь в один из дней, я ощутил жгучую боль, как будто меня хлестнули веником крапивы, другие ребята тоже попались. Осмотревшись, я увидел рядом с собой пузырёк, похожий на плавательный пузырь рыбы, от которого вниз тянулись чёрные нити, длиной до метра.

Добавьте описание
Добавьте описание

Это были медузы, ветром прибитые из океана к берегу. Обожжённое медузой тело болело долго, часов шесть. При последующих посещениях пляжа мы стали обращать внимание на отсутствие медуз, прежде чем окунуться в воде.

Я стал собирать ракушки. Было много пустых мелких рапанов. Удалось найти белую конусообразную раковину с коричневыми пятнами, когда нырнул на глубину около 10 метров, положив её в плавки.

Ядовитый моллюск Конус. Фото из Интернета.
Ядовитый моллюск Конус. Фото из Интернета.

Если бы она была обитаема, то рачок, укусив меня, вызвал бы паралич дыхания. А я об этом не знал. Помогали собирать раковины резиновые очки, взятые из ПДУ (портативного дыхательного устройства), которые были впервые выданы для постоянного ношения на лодке.

Понравилось кататься на волнах при сильном волнении. Заходишь в океан при отливной волне, встречаешь очередную высокую волну, подхватываешь гребень, погружаясь в него. Волна с силой бросает тебя на пляж, летишь на берег, глубина уменьшается, приливная волна останавливается, разворачиваешься в обратную сторону, успев глотнуть свежего воздуха, скорость отливной волны увеличивается с каждой секундой и тут бац – удар встречной волны! Она переворачивает тебя как в барабане стиральной машины и бросает обратно на берег.

На ЭОС «Полюс» меня поселили в четырёхместную каюту № 2 по правому борту. Досталась кровать с рундуком на первом ярусе. Условия на корабле были гораздо комфортнее, чем на подводной лодке, но паёк несколько скуднее, вино, вобла и шоколад не выдавались, зато был свежевыпеченный хлеб. Столовая находилась в корме судна под верхней палубой. Дежурство на посту разведки было организовано восемь через восемь (восемь часов вахты, восемь часов отдыха), но разведывать было практически нечего. Телеграфисты слушали сеть вспомогательных кораблей ВМС США, радиосети циркулярных передач.

Вечером 14 февраля нас собрали на местном стадионе морской базы, пришли даже военнослужащие Анголы, в том числе и женщины. В течение трёх часов ВИА «Гайя» (Gaya) из Азербайджана, совершавший большой песенный тур по странам Африки, давал нам концерт по программе «Песни народов Мира».

ВИА "Гайя". Фото из Интернета.
ВИА "Гайя". Фото из Интернета.

Погода была несколько прохладная 20 градусов тепла, и мы даже слегка замерзли, просидев на трибунах. Было несколько грустно, что завтра уходим дальше на юг. Впереди нас ждали ревущие сороковые широты южного полушария, Мыс Доброй Надежды, Индийский океан.

Часть 10. Остров Святой Елены и Маврикий.

Николай Санаев. Редактировал Bond Voyage.