Найти тему
Иерей Георгий Максимов

О родословии Христа и усыновлении детей

С новым годом! Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея, самую первую главу. Для человека неподготовленного этот список имен, - родословие Господа Иисуса Христа, - кажется утомительным и неинтересным. Многие пропускают его при чтении. Но для человека, который знает Священное Писание Ветхого Завета, это не пустой список имен. За многими из них стоят свои истории, и то, что эти имена оказались включены в родословие Христа, имеет особое значение.

В этом списке мы видим как людей праведных, так и людей грешных, чем Бог показывает действие Своего промысла, который даже плохое направляет ко благу.

Список начинается от Авраама – почему? Потому что именно Аврааму было дано первое обетование, то есть обещание Бога о рождении Христа от его семени, когда было сказано, что в «семени твоем благословятся все народы» (Быт. 22:18). Упомянут и Давид, которому также давал Господь обещание, что от его потомства произойдет обещанный Мессия. Итак, Евангелие начинается с того, что Бог исполнил обещание, которое дал святым Аврааму и Давиду.

В этом списке мы видим и царя Манассию, который жестоко убил пророка Исайю, но потом раскаялся. Видим многих иудейских царей, которые так не раскаялись и умерли во грехах своих. Из царей - потомков Давида, было всего несколько праведных, остальные известны как тяжкие грешники. Почему же они оказались в родословии Христа? Ради того слова, которое Бог дал их предку. Господь терпит многих грешников ради того праведника, который может из этого рода произойти. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, потому и существуют многие нехристианские народы, - Господь дает им бытие ради тех праведников, которые родятся в этом народе и придут в Православную Церковь.

В родословии Христа упомянуты в основном мужчины, поскольку род считался идущим по мужской линии. Однако есть здесь, помимо Богородицы, еще четыре женских имени. И в том, какие женщины упомянуты, многое сокрыто. Например, Руфь. Она происходила от моавитян, это давно исчезнувшей народ, который был проклятым, отверженным Богом народом из-за своих грехов. Однако Руфь не ходила по стопам своих единоплеменников, но уверовала в Бога истинного и даже в ветхозаветное время была включена в народ Божий, несмотря на то, что не была еврейкой. Ради своей веры и любви к Богу она оказалась включена не только в народ Божий, но и в родословие Господа Иисуса Христа. Еще одна женщина – Раав, происходившая из другого проклятого народа – хананеев. Она населяла Иерихон и была блудницей. Но за то, что спасла лазутчиков Иисуса Навина, ей сохранили жизнь, как и ее родственникам. Она оставила грешный образ жизни, уверовала в Бога, и, подобно Руфи, вошла в народ Божий.

Так что не только евреи были предками по плоти Господа Иисуса Христа, но и представители других народов, что справедливо, поскольку пришел Тот, в Ком благословятся все народы. Примеры Раав и Руфи обличают современное суеверие тех, кто говорит: «у меня все проблемы из-за грехов предков», и потому, мол, «надо вымолить свой род», «отмолить грехи рода» и т.п. Не клевещи на предков, потому что твои проблемы из-за твоих грехов! Менять надо свою жизнь согласно с волей Божией, а не просто почитать мутный текст «о прощении грехов рода». Грехи предков и даже всех соплеменников не помешали Раав и Руфь спастись, тем более не помешают спастись тем, кто был омыт святым крещением.

Итак, из этого перечня имен мы видим, что Бог принимает покаяние людей и включает в Свою родословную людей с самым разным прошлым. Но также видим еще одну мысль. Люди, перечисленные у евангелиста Матфея – это предки Иосифа Обручника, который не был родным отцом Господу Иисусу Христу. Но Бог говорит, что родословная Иосифа Обручника продолжилось и нашла славное завершение именно в его приемном Сыне. Так высоко Бог благословляет подвиг усыновления и удочерения. Некоторые православные мучаются от бездетности, а усыновить ироту не желают – мол, хочется своего! Но в глазах Божиих, как видим, усыновленный действительно входит в род того, кто его усыновил. Становится на сто процентов «своим». Потому что любовь сродняет крепче, чем гены.

Особое благословение получают те, кто берет на себя такой подвиг. Этим они подражают Иосифу Обручнику и Самому Богу, Который всех нас усновил ради Единородного Своего Сына.

Также евангельский отрывок, который мы сегодня слышали, говорит, что древняя история человечества не была бессмысленной. Во время ее готовилось пришествие Господа. И через праведность одних, и вопреки грехам других пришествие Христа на землю была осуществлено. И все имена, которые мы слышали, послужили Его святой цели.