Найти тему
Чувства Штиля

10 качеств лучшего басиста

Photo by Friza Cahya Putra, unsplash.com
Photo by Friza Cahya Putra, unsplash.com

Пасториус, когда захотел попасть в Weather Report, позвонил Завинулу и заявил ему, что он «лучший басист в мире». За такие слова Джако был незамедлительно, справедливо и далеко послан. Немного позже, конечно, разобрались, что оба погорячились и Пасториуса в группу таки взяли. Самоуверенность Джако была не единственным качеством, из-за которого его туда приняли. Через десятилетия после этого случая я задумался: какие способности должен иметь басист, которого мы назовем лучшим?

Владение техникой. Прослушивание в группу без проблем выявляет, какими приемами игры басист владеет и как с ними управляется. Если вам нужно сыграть жутко заковыристый синкопированный фанк, вы вряд ли возьмете в банду человека, который ничего не играл, кроме восьмушек медиатором. Не возьмете потому, что будь он трижды самый способный, ему придется переучиться на пальцы и прокачать чувство времени. Бывают, конечно, чудеса, но, если у вас через неделю концерт, с такими вводными чуда не произойдет.

Знание теории. Теория дает базу. Особенно, если у вас сыгранный коллектив, который пару лет поездил с концертами хотя бы по району. Теория помогает вам понимать идеи друг друга, разучивать материал, развиваться. Какой смысл брать к себе на харчи недоучку, который не знает основ? Еще теория подталкивает к экспериментам. Она помогает басисту быстро освоить новые фишки и ходы, которые разбирать тем легче, чем больше он знает.

Умение делать шоу. Даже если басист круто играет, но не разучил танец, это будет выглядеть нелепо. Если кажется, что ваш любимый коллектив на сцене творит дичь, это не значит, что эта дичь не подготовлена заранее. Хотя бы рамки ее музыканту надо учитывать, иначе выступление провалится. К сожалению, в музыкальных школах, училищах, а тем более в консерваториях этому не учат. И очень зря - даже самое простое шоу помогает привлекать и увлекать зрителей.

Навык игры «в пачке». Хороший басист понимает, зачем его взяли в группу: играть партии баса слитно, слаженно, вместе с другими музыкантами. В противном случае банда будет звучать неровно, как неотшлифованная болванка. И даже если вы хотели шероховатого, грязного звука, бас должен сидеть в нем, как влитой.

Мастерство грува. Ценнейшее умение, потому что на ритм-секции все держится. Она задает рамки, содержание, форму. Если басист с барабанщиком качают, считайте, аудитория ваша. Солистам кажется, что без рамок можно на ушах стоять и слушатель будет счастлив. Да он скорее сбежит от такого «авангарда»! И только грув заставит его остаться, притопывать, качать головой и танцевать даже, если не умеет. Только грув заинтересует и заставит покупать альбомы, потому что соло без опоры - набор нот.

Способность не играть, когда не надо. Молчание - золото. Нет ничего хуже непредсказуемого, неуправляемого басиста, который норовит закончить песню своим «бу» или даже «бу-бу». Или басиста, который пихает свои низкие и высокие ноты во все дыры. Фу таким быть. Если не понимает словами, гнать взашей.

Умение не пакостить товарищам. Не гадить согруппникам во всех смыслах, оставаться человеком. Тупые подколы, драки по пустякам, пьяная рожа на репетиции, домогательства до вокалистки... Да мало ли чего еще! Все это «добро» никому не надо. Карьера группы и карьера в группе с таким басистом не сложится. Точка и ша.

Дар не срывать концерты. По любым причинам, кроме экстренных, конечно. Склонность к употреблению веществ хороша только в байках про артистов, да и то не очень. В реальности такого басиста в группу лучше не брать - неизвестно, когда он вмажется в следующий раз. Тайм-менеджмент тоже никто не отменял: не умеешь приходить вовремя - иди лесом. Ваш басист постоянно влипает в сомнительные авантюры и простужается перед концертом? Это без сомнения талант. Но кому он сдался?

Искусство сочинять уместные партии. Басовая линия может быть четырежды крута, но, она бесполезна, если не ложится в песню. Хорошо, когда у банды есть основной композитор, который все распишет и каждому даст листочек. А если все только идеи приносят, они, как алмаз, требуют огранки. Не суметь сочинить подходящую линию на гармонию очень грустно. Не то чтобы за это стоило выгонять басиста из группы, но навык ценный и его надо срочно прокачать.

Способность эти партии потом сыграть. Да, можно писать очень уместные линии, но если не можешь их сыграть - туши свет, сливай бензин. Может быть надо упростить? Вот это заполнение тридцать вторыми перед припевом действительно важно? Даже если у вашего басиста филигранная техника, пусть побережет руки. Ему ими еще играть. Не зря в народе говорят: лучше меньше, да лучше.

***

Звездами бас-гитары не рождаются. Ими становятся. Со временем, с опытом концертов, сочинительства, работы с коллективом. Если басист в итоге не обозлился, не сторчался, не перестал развиваться как музыкант - он и есть тот самый лучший в своем деле.