Найти тему
Интересно об истории

Гражданство в древних Афинах. Каковы были обязанности свободных жителей колыбели демократии?

Оглавление

На пике своего развития гражданское общество древних Афин состояло из 30 000–50 000 свободных мужчин. Их называли демосами, или людьми.

Карта Греции конца V века до н.э. Аттика отмечена красным кружком
Карта Греции конца V века до н.э. Аттика отмечена красным кружком

Лояльность к политике

Один из героев Деяний Геродота определяет греков как говорящих на одном языке, поклоняющихся одним и тем же богам и имеющих одну кровь. Это лучшее определение греческой идентичности.

Наше слово «греческий» происходит от латинского Graeci, которое римляне позже будут использовать для описания народа, называющего себя эллинами. Греки — это название незначительного народа, основавшего колонию в Италии. Это не термин, используемый самими греками, как в древности, так и сегодня.

Фратрия

Давайте представим, что вы гражданин Афин.

Вы являетесь гражданином Афин, поскольку оба ваших родителя являются гражданами. Если вы мальчик, вскоре после вашего рождения отец знакомит вас с гражданской подгруппой, называемой фратрией или братством.

В присутствии членов фратрии и во время пира в честь Аполлона, именуемого Апатурией, отец клятвенно клянется, что ты законное дитя афинского отца и афинской матери. Он представляет вас снова после вашего 18-летия, когда члены братства проголосуют за ваше законное происхождение.

Если вы пройдете этот тест, вы будете внесены как гражданин в реестр, который ведет ваш дем. Ваше официальное имя будет X, сын Y из дема Z. Другими словами, именно братства и демы, а не государство, предоставляли гражданство и проводили переписи граждан.

10 племен

Таким образом вы становитесь членом города-государства, дема и братства. Вы принадлежите к одному из десяти племен, на которые разделено афинское общество. Десять племен были сформированы политиком по имени Клисфен в конце 6 века до нашей эры.

Племена составляют основу всех административных единиц среди граждан. Афиняне сражаются бок о бок с членами своего племени, сидят рядом с ними в театре и служат с ними в Совете пятисот.

Чтобы в полной мере реализовать свои гражданские права, нужно уметь читать и писать. По всему городу можно увидеть объявления, в том числе надписи, сообщающие о решениях Конгрегации.

Положение женщин

Женщина не являлась гражданином в том же смысле, что и мужчина. Дочери не проходили процесс, как сыновья, хотя было крайне важно, чтобы они были законными детьми афинских родителей, были признаны афинянками.

Женщины также не принадлежали к фратрии, хотя, если они были аристократки, являлись членами геноса, или благородного происхождения. Лишь небольшая часть афинян принадлежала к какому-либо роду. Эти группы играли важную роль на политической арене.

Участие в политической жизни

От каждого гражданина ожидалось участие в политической жизни, независимо от возраста. В речи в честь воинов, погибших в первый год Пелопоннесской войны, Перикл сказал: «Того, кто не занимается политикой, мы считаем не тем, кто заботится о своих интересах, а кем-то бесполезным». «Бесполезный» говорит о позоре тех, кто пытается уйти от своих гражданских обязанностей.

Древние Афины
Древние Афины

Как взрослые афиняне, вы имеете право или должны присутствовать на Ассамблее и голосовать. Ассамблея собирается четыре раза в месяц, хотя бывали и внеочередную собрания в последнюю минуту.

Они происходили под открытым небом в Пниксе, невысоком холме к юго-западу от Акрополя. Раньше Конгрегация собиралась на Агоре, но людей стало слишком много, чтобы там разместиться.

Высшие должностные лица

Хотя повестка дня Ассамблеи определяется Советом пятисот, каждый гражданин имеет право внести предложение на обсуждение. Один раз в год по жребию избираются пятьсот членов Совета. Теоретически главой афинского государства является epistatês, буквально «глава головы», то есть смотритель.

Однако эпистаты занимают свой пост только один день, поэтому эта функция носит исключительно церемониальный характер. Самыми важными правительственными чиновниками являются архонты, или администраторы, избираемые каждый год по жребию.

Они являются архонтом-эпонимом, по имени которого называются годы и который, среди прочего, имеет дело с вопросами, относящимися к именам; архонт василевс, который руководит религиозными обрядами; шесть других архонтов (тесмотетов), которые управляют судами и решают, какие пьесы получат государственное финансирование для показа на драматических фестивалях. Наконец, архонт по имени полемархос (полемарх, буквально «военный чиновник»), который является номинальным командующим армией.

Однако военными кампаниями руководит не полемарх, а десять стратегов или вождей. Стратеги принадлежат к очень небольшой группе чиновников, избираемых всеобщим голосованием. Хотя считается, что каждый афинянин в равной степени способен управлять рутинными делами государства, но те, кто командуют военной кампанией, должны иметь соответствующий опыт.

Остракома 5 века до н.э. с выцарапанным именем Фемистокла
Остракома 5 века до н.э. с выцарапанным именем Фемистокла

Остракизм

Раз в год демос, или народ, спрашивали, желают ли они совершить остракизм. Если они проголосуют за, каждый гражданин обязан написать на куске разбитого сосуда, или остраконе, имя известного человека, который должен быть изгнан из города на десять лет. Кусочки глиняной посуды - самый простой материал для письма.

Отсюда и произошло слово остракизм: оно буквально означает «голос, написанный на куске сосуда». Этот метод использовался, когда два политика постоянно конфликтовали, создавая патовую ситуацию. Остракизм позволял вам устранить одного из ваших противников с политической арены. Это не столько наказание, сколько соревнование за непопулярность.