Как интересно работает сознание человека! Еще вчера один предмет казался прекрасным, но уже сегодня, при взгляде на него, может возникнуть чувство отвращения. Так происходит с одеждой, книгой и даже человеком.
Обычно включая телевизор и находя там классику советского кино, зритель хочет окунуться в атмосферу того времени, сопереживать любимым героям, где-то посмеяться, а возможно и поплакать. Редко кому захочется посмотреть на любимую комедию с абсолютно другой стороны, ведь это черева-то разрушением некоего мифа о привычном облике героев. Но порой его нужно разрушить, чтобы в реальной жизни обезопасить себя от настоящей встречи с подобной патологической личностью.
Кто такой Новосельцев?
В начале фильма герой предстает перед зрителем вполне положительным человеком – бедный мужчина с разбитым сердцем, отец-одиночка двух гиперактивных мальчиков. Неважно в какое время ты живешь, но сам факт того, что мать оставила своих детей на воспитание мужа – резонансный. Изменщица представляется в фильме ужасной женщиной. С первого взгляда фраза Верочки - «А мать у них был Новосельцев!» еще больше очерняет облик бывшей жены. Но так ли это? При более детальном анализе поведения главного героя в течение фильма данная версия уже теряет свою актуальность.
К примеру, Новосельцев является полной противоположностью Самохвалову. Он слаб, где-то труслив, безвольный и не имеет своей точки зрения. Его начальница – это просто Мымра. А почему? Потому что так решила общественность. Для коллектива она белая ворона и попросту изгой, так как не живет по их правилам и придерживается другого мировоззрения. Из-за этого на Людмилу Прокофьевну навешали кучу не имеющих истины ярлыков. Ярлыков, которым Новосельцев бесповоротно верит и всерьез считает, что она не женщина и даже не человек.
Главное желание Анатолия Ефремовича заключается в карьерном росте. В этом ему помогает Самохвалов, подсказывая прямую к нему тропу. Услышав эту идею, Новосельцев задергался, отмахивался и попросту испугался, но все же пошел на этот шаг.
А он не так уж и прост
Придя на вечеринку к Самохвалову, Калугина как бы отдала должное коллеге, но из-за своей нелюдимости мирно сидела в пустой комнате. Это и послужило идеальным толчком к первому «подкату». Если особо не вдумываться в происходящее, то эта сцена кажется весьма комедийной. Но есть и другая ее сторона, всматриваясь в которую становится очевидным, что Новосельцев – это «первезный нарцисс».
Особенность таких людей заключается в том, что в свои жертвы они выбирают исключительно сильных, умных и независимых личностей. Они являются мастерами переворачивать действительность, извращать ее и опрокидывать все с ног на голову. Поэтому под их влиянием сильные личности превращаются в безвольных, раздавленный и зависимых жертв. А если коротко, то перверзный нарцисс возвеличивается себя за счет других людей.
Помешав Калугиной довольствоваться одиночеством, Новосельцев ринулся в бой. Все его тело выражало страх и неуверенность в собственных силах. Побороть их помогал алкоголь, даривший ему смелость в нарушении личностных границ своего шефа. В итоге подкат превратился в глупый цирк. Калугина игнорировала его шутки, просила оставить ее одну, и что самое страшное – в открытую обличила «кавалера», что прочтенные им стихи не являются его детищем. Бедный мужчина считал, что он в сто раз умнее своей жертвы и сможет покорить ее подобным заимствованием.
Гордый и бесчувственный
Калугина не дура и сразу поняла, что подчиненный подбивает к ней клинья. Безусловно, ей это было приятно. Тем временем Новосельцев, зная ее одиночество, возгордился превосходством над ней.
Момент, где Людмила Прокофьевна заходит в кабинет и видит в своем кресле сидящего Новосельцева, который визуализировал ее в качестве ботинка с очками, уже тогда должен был насторожить ее и прервать с ним любое неформальное общение. Этот эпизод показывает, что главный герой заведомо ощущает свою победу и ждет не дождется назначения на новую должность. А чувства? О них пока и речи нет.
Примечательно то, что разговор на крыше, где начальница в слезах рассказывала ему о своей несчастной жизни, не пробудили в этом мужчине никаких особых эмоций: ни жалости, ни сочувствия, ни поддержки. Его отношение к ней не поменялось.
Манипулятор и нарцисс
Несмотря на свою несуразную фигуру, Новосельцев прямо заявляет, что любит ухоженных, хорошо одетых женщин. Поэтому пока Калугина не преобразилась, она оставалась для него серой мышью. Это поведение типичного нарцисса, когда он – это идеальная фигура, а другие из-за своей ущербности должны под него подстраиваться. Как ни печально, но Калугина попадает на крючок этих отношений, локомотивом которым становится неадекватность.
Вплоть до конца фильма зритель видит, как Анатолий Ефремович то подарит Калугиной «конфету», то забирает ее и продолжает это делать снова и снова. Сначала дарит ей надежду на истинные чувства, а потом их забирает. Делает ей больно, но не видит в этом своей вины. Произносит теплые слова, а потом обливает грубыми. Как же профессионально он набивал себе цену, когда в гостях у Людмилы Прокофьевны произносил фразу: «Зачем я вам сдался!»? Зная, что после нее нарвется на комплименты и сладкие речи.
Можно только посочувствовать
Фильм заканчивается хэппи эндом и пополнением в семье. Несмотря на то, что будущему браку предшествовал несуразный карьеризм, Новосельцев нашел в лице Калугиной идеальную жертву-жену. К этому моменту своими манипуляциями он успел убить в ней целеустремленность, желание развиваться, культурно обогащаться и т.д. Теперь она вынуждена сидеть в декрете, воспитывать не своих детей, терпеть его выходки и при этом прекрасно выглядеть, ведь иначе она снова для него превратится в ту самую Мымру…