Денежную реформу зимбабвийские власти запустили в августе 2008 года, заявив о том, что у них имеется план восстановления национальной экономики, который предусматривает и серьёзное укрепление национальной валюты. Предполагалось привлечь большие средства в экономику страны в виде инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, оптимизировать налоговую систему. Но для этого надо было навести порядок в денежном хозяйстве, деноминировать денежные знаки и урегулировать обращение иностранной валюты.
Пустыми фантиками наши деньги, - заверило руководство страны, - уже больше не будут. И вот, в августе появились новые купюры в номиналах от 1 доллара до 500 долларов (купюр в 50 долларов не печатали), и этот новый доллар стоил 10 000 000 000 (десять миллиардов) долларов старыми деньгами. Оформление новых купюр немного отличалось, хотя сюжеты оформления, в общем, остались прежними. На лицевой стороне вновь появились камни Чиремба, а на обороте – пейзажи, животные и растения Зимбабве. Так, на долларе изображён водопад Виктория и буйвол, на знаке в 5 долларов – плотина Кариба и слон, 100 долларов – деревья зимбабвийского алоэ и руины Большого Зимбабве. На прочих купюрах поместили сцены мирного труда, в особенности сельского хозяйства. Вот, на знаке в 500 долларов – коровы в поле и на ферме. На билете в 10 долларов – силосные башни и трактор, вспахивающий поле. На 20 долларах – рабочий в руднике и горы зерна (президент Мугабе обещал возродить былую славу Зимбабве как житницы Африки).
Тем не менее, ни деноминация, ни заявленные правительством Зимбабве мероприятия по восстановлению национальной экономики большого результата не принесли. Иностранные инвесторы не торопились вкладывать средства в очень коррумпированную, нищую страну с авторитарным режимом, высоким уровнем преступности. Кроме того, отмечалось, что планы по борьбе с инфляцией основывались на недостоверных и просто ложных цифрах, чрезмерно оптимистических прогнозах и сценариях. Среди населения и в деловых кругах отмечались серьёзные инфляционные ожидания и высокий уровень недоверия к планам правительства.
Как результат – инфляцию обмануть не получилось. И вот, уже в сентябре купюрный ряд пополнился тысячной купюрой (с изображением здания Резервного банка Зимбабве и знаменитого англиканского собора Святой Марии). А затем – темпы инфляции стали нарастать сумасшедшими темпами. Официальной статистики по этому вопросу нет, но по разным оценкам месячный рост инфляции исчислялся десятками миллионов процентов! Руководство страны предпочло тушить пожар бумагой – печатать всё новые и новые ничем не обеспеченные купюры, число нулей на которых только удлинялось.
К концу сентября в обращение пошли 10 000 и 20 000 долларов. Если на первой изобразили трактора, то вторая – очередной образец дизайна инфляционных купюр, на ней изобразили коллаж из рисунков водопада Виктория и плотины Кариба со старых купюр. По такому же принципу выполнили рисунок на купюре в 50 000 долларов, подоспевшей в октябре – трактор в поле и шахтёр (с августовских билетов по 10 и 20 долларов) и все купюры, выпущенные позже.
В ноябре купюрный ряд успешно добрался до знаков в миллион долларов; к концу года уровень инфляции оценивался чуть ли не в 80 миллиардов процентов.
В декабре 2008 года – всего за месяц! – отпечатали знаки номиналом от 10 000 000 до 10 000 000 000 долларов. Курс доллара США превысил два с половиной миллиарда! Банки вносили меньшую сумму в квитанцию о депозите или снятии средств, а затем помещали покрывающее заявление, например, «умножить на 1 000 000» или«добавить к сумме 10 нулей, чтобы получить реальную стоимость». Так же поступали и торговцы.
Дошло до смешного – парламент Зимбабве особым законом установил ответственность за использование национальных банкнот в качестве туалетной бумаги – видимо, это явление приобрело широкие масштабы, ибо рулон туалетной бумаги стоил много раз дороже бумаги денежной. Деньги огромными кипами носили в мешках, фото детей с этими грудами бумаги известны всему миру.
В январе инфляция стала брать новые высоты: двадцать миллиардов, пятьдесят миллиардов!
Рассказы о ценах, менявшихся в течение дня – не анекдот, цены росли по часам! Неудивительно, что уже в середине января инфляции оказался по плечу новый рекорд – РБЗ пошёл печатать банкноты в триллионах долларов, причём начав сразу со знака в десять триллионов долларов. За ним вскоре последовали билеты в 20, 50 и 100 000 000 000 000 долларов. На горизонте замаячил квадриллион, а руководитель РБЗ мистер Гоно был удостоен премии Шнобеля – за то, что своими мерами борьбы с инфляцией повысил уровень математических знаний среди населения Зимбабве. Горькая ирония…
Впрочем, до квадриллионов не дошло. Руководство РБЗ и правительство в феврале 2009 года провели деноминацию (из расчёта триллион к одному), заменив предыдущие знаки на временные банкноты, обращение которых было до апреля 2009 года. А в апреле вышел закон, в соответствии с которым печать и обращение зимбабвийских долларов прекращались.
#зимбабвийский доллар #деньги мира #нумизматика #бонистика #зимбабве #африка #история
см. также: