У села Соловцово плывут по желтой ниве 10 мощных комбайнов. Собранное ими зерно тут же ссыпается в грузовики, которые увозят его на ток. Золотая пыль клубится в воздухе, оседает на коже, волосах. Пахнет теплой землей. Ветер слегка колышет тяжелые колосья на несжатой полосе.
Щедрое поле
— Озимые уже убраны, приступили к жатве яровых. Думаю, за несколько дней закончим, — рассказал молодой агроном Дмитрий Абанькин. — Средняя урожайность по озимым была 65 центнеров с гектара, на отдельных участках доходила до 100, по яровым — 50 центнеров с гектара. Прогноз был — 37, но получили больше. С погодой повезло, но и труда было вложено немало. Многое и от сорта пшеницы зависит, и от технологий, и от удобрений.
Дмитрий закончил сельхозуниверситет в Пензе, в этом году поступил в аспирантуру. Хочет досконально изучить, как выращивать урожай по науке. Свое будущее связывает с родной Иссой.
— Профессия агронома востребованная, не жалею, что выбрал ее, — объясняет он.
Тем временем в поле привозят обед — щи, макароны с мясом и компот. Стоп, работа!
С 10 лет в комбайне
Пользуясь короткой передышкой, общаемся с механизаторами. Выясняется, что здесь дружно работает целая династия комбайнеров — два брата Владимир и Александр Елисины, сын Владимира Саша и зять — Владимир Горбунов.
— И отец мой тоже комбайнером был, — с гордостью рассказывает Владимир Иванович. — Наверное, любовь к земле у нас в крови. Я впервые оказался в кабине комбайна в 10 лет, с тех пор был у отца штурвальным. С 17 лет стал работать самостоятельно. Помню, устроили соревнования среди комсомольских бригад, и я занял первое место по намолоту. Меня премировали путевкой — отправили в круиз по Черному морю на теплоходе. Тогда, в 1983 году, урожайность была 20 центнеров с гектара, и эта цифра казалось очень солидной, ведь средняя была 13-15. Сейчас даем по 50 центнеров с га, и никого это уже не удивляет. Все привыкли к хорошим урожаям. Да и техника стала другой. У меня, например, мощный «Джон Дир».
Владимир Елисин вспоминает, как с началом перестройки на смену колхозу пришла частная собственность. Трудно было переиначивать жизнь на новый лад. Сельское хозяйство лихорадило. Зарплату задерживали. Владимир Иванович — многодетный отец (сын и две дочери). Ему надо было кормить семью, и он решил податься в предприниматели.
— Открыл свой ларек, торговал продуктами. Но не вышел из меня бизнесмен, — машет он рукой. — Не по душе мне было это дело. Вот и вернулся через два года, к тому, что люблю и умею.
В лидерах жатвы
Любовь эту передал и сыну. Сегодня Саша по намолоту обогнал отца, вышел в лидеры жатвы.
— Так и должно быть, он молодой, сильный. Дети должны быть лучше своих родителей, — ласковый отцовский взгляд подбадривает нового передовика.
Саша только смущенно улыбается.
— Все хорошо, только в горячий сезон семью, дом не вижу, а ведь у меня трое детей. С 6 утра до 9 вечера в поле, — вздыхает он и быстрым шагом уходит к своему комбайну — ставить очередные рекорды.
История повторяется...
Муж дочери Владимир присоединился к «бригаде» Елисиных в этом году. Раньше он работал электриком в Иссе. Но у всей семьи в хлебную страду только и разговоров, что о жатве. К тому же в сезон можно хорошо заработать. ОП «Иссинское» — одно из самых крупных растениеводческих хозяйств в районе.
— Так получилось, что работа на земле стала нашим семейным делом, — завершает разговор Владимир Иванович, у которого тоже каждая минута сейчас на счету. — Простой и непыльной ее не назовешь, но я без нее себя не представляю.
Ему 56, но говорит, что будет работать, пока хватит здоровья. И дело даже не в деньгах. Приятно чувствовать, что твой труд — важный и нужный. Да и кто ж рано отпустит? Хороший комбайнер — кадр дефицитный.
А с чем может сравниться вкус хлеба, выпеченного из собранного тобой зерна? Елисины с ностальгией вспоминают, как когда-то в колхозе рабочим выдавали пшеницу. Ее везли на мельницу, мололи. А потом дома из этой муки получались румяные караваи.
Сейчас зерно выращивают кормовое — головное предприятие занимается также животноводством и переработкой мяса. Собранный с поля урожай идет, в первую очередь, на внутренние потребности.
Но как прежде в страду вместе с усталостью после трудного дня к тем, кто сеет и жнет, приходит чувство внутреннего удовлетворения. Год хлебный! Хорошо поработали!