Найти тему
Marga: просто история

Участь неверной жены

Звук, с которым за ее спиной захлопнулась дверь, миссис Б. запомнила навсегда. Даже стоя на улице с узелком в руках, она еще надеялась, что муж одумается: за плечами несколько лет брака, двое детей...Не может же он так просто выставить ее из дома?! Но мистер Б. смог. В один миг его жизнь разлетелась, словно карточный домик: все оказалось ошибкой. И простить ту, что причинила ему столько боли, он отказался.

В 1857 году парламентом Великобритании был принят новый закон, регламентирующий расторжение супружеских отношений. Если ранее вопросы развода рассматривались церковным судом, то теперь - гражданским. Брак перестал быть таинством, и стал тем, чем, в общем-то, и был на деле - договором.

Пока смерть не разлучит нас. худ. Э.Б. Лейтон. 1878 г.
Пока смерть не разлучит нас. худ. Э.Б. Лейтон. 1878 г.

До середины 19 века позволить себе развестись или аннулировать брак могли лишь очень богатые и высокопоставленные люди, для которых единственной лазейкой оставалось провести бракоразводный процесс через парламент. Судебное разбирательство мог начать только мужчина, а чтобы добиться парламентского акта приходилось тщательно перетряхивать грязное белье на потеху публике.

Конечно, при этом открывались самые постыдные личные тайны: так, например, леди Сеймур Уорсли, чье дело разбиралось в 1782 году, в качестве свидетеля вызвала своего любовника, который утверждал: супруг указанной леди поощрял их связь. Более того, лорду доставляло удовольствие показывать обнаженную жену другим мужчинам...Впрочем, несмотря на подобные откровения, паре оказалось проще заключить договор о раздельном проживании, чем официально расторгнуть брак.

Первое облако. худ. У. К. Орчардсон. 1887.
Первое облако. худ. У. К. Орчардсон. 1887.

Случилось подобное и с леди Кэролайн Нортон, чей супруг подал в суд на лорда Мельбурна, обвинив его в прелюбодеянии и потребовав 10 000 фунтов компенсации. Согласно букве закона, жена приравнивалась к имуществу, а за "порчу" вещи требовалось платить.

Лорд Мельбурн умолял Кэролайн вернуться к мужу, чтобы избежать скандала: его политическая карьера оказалась на грани краха. После этого заявления отношения леди Нортон с ее любовником были разрушены, что, правда, уже не спасло ни ее репутацию, ни ее брак. Более того, муж запретил ей видеться с тремя сыновьями, что оказалось для нее крайне болезненным...

Однако леди Нортон не сдалась: она развернула целую кампанию в защиту женщин, их права на развод и опеку над детьми. И закон 1857 года стал одним из результатов ее деятельности.

Часть триптиха "Прошлое и настоящее". худ. А.Л. Эгг. 1857 г.
Часть триптиха "Прошлое и настоящее". худ. А.Л. Эгг. 1857 г.

Новые правила существенно упрощали систему: жестокость, побег и измена второй половины были признаны достаточным основанием для развода. Впрочем, в своих правах супруги не были равны: мужчине достаточно было прелюбодеяния жены, чтобы начать дело...а вот женщине требовался куда более весомый повод: например, супруг был не только неверен, но и поднимал на нее руку. Кроме того, компенсацию за опороченное имя мог требовать только оскорбленный муж!

И все же этого хватило, чтобы возмутились моралисты: разрушение семьи - какая страшная идея! Художник Август Леопольд Эгг, например, отреагировал триптихом: три картины должны были продемонстрировать публике, к чему ведет падение нравов. И, в первую очередь, намекнуть женщинам на ужасную часть, их ожидающую.

Часть триптиха "Прошлое и настоящее". худ. А.Л. Эгг. 1857 г.
Часть триптиха "Прошлое и настоящее". худ. А.Л. Эгг. 1857 г.

Первая картина - обнаружение измены - женщина распростерлась на ковре, моля о прощении. Ее супруг, ошеломленный, сжимает письмо, очевидно, раскрывшее тайну жены. Две девочки играют, строя карточный домик, и еще не догадываясь, как изменится их жизнь. Ведь глава семьи не простит жену: он выгонит ее на улицу, легко добившись развода по новым правилам, а несчастной, отвергнутой обществом, останется лишь нищета и позор.

"4 августа. Только что узнал, что Б. умер более двух недель назад, так что его бедные дети теперь потеряли обоих родителей. Я слышал, что в прошлую пятницу ее видели недалеко от Стрэнда, очевидно, ей было негде преклонить голову. Какое у нее было падение!" - подписал Эгг свои работы выдержкой из дневника.

Часть триптиха "Прошлое и настоящее". худ. А.Л. Эгг. 1857 г.
Часть триптиха "Прошлое и настоящее". худ. А.Л. Эгг. 1857 г.

На последней картине две сироты, оставленные падшей матерью и отцом, чье сердце, несомненно, было разбито изменой, тоскуют у окна. Какой финал печальной драмы! И стоили ли того мгновения удовольствия, полученные в объятиях любовника?!

  • Благодарю за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например:
  • Спешная женитьба
  • Один мужчина на двоих