Найти тему
Иерей Георгий Максимов

О святом Амвросии и о том, как учиться вере

Сегодня Церковь вспоминает святителя Амвросия Медиоланского, великого святого Запада, который жил в IV веке. Во многих отношениях его житие удивительно. Являясь, говоря по-современному, чиновником, он однажды прибыл в храм, где возникла распря о том, кому следует быть следующим епископом города Медиолан. И вот для того, чтобы обеспечить там порядок между враждующими сторонниками разных кандидатов, он туда прибыл, и когда призывал людей успокоиться, один ребёнок вдруг крикнул: «Амвросий епископ!» – и это поддержали другие люди.

Из этого мы видим уважение, которым пользовался святитель Амвросий ещё будучи мирянином. Вдруг оказалось, что все подхватили этот призыв. Конечно, для него это было весьма неожиданно, особенно если учесть то, что он сам ещё был некрещёным. Он был христианином, но оглашенным. Конечно, он пытался отказаться от такой чести. Но вскоре поддержал это и император, так что святитель Амвросий принял крещение и в течение одной недели прошёл все степени священства и был рукоположен во епископа. И, став епископом, он раздал всё своё большое имение на милостыню.

Святитель был известен как, с одной стороны, строгий к грехам; а с другой стороны, милостивый к людям страдающим. Его принципиальность проявилась в ситуации, когда через Медиолан проезжал император Феодосий после того, как жестоко усмирил мятеж в Фессалониках, и многих людей при этом воины убили. И когда император, сам будучи христианином, захотел прийти в церковь и причаститься, святитель Амвросий его не пустил, сказал, что он не достоин из-за того, что сделал в Фессалониках. К чести императора Феодосия, он со смирением принял это и возложенную епитимью святителя Амвросия исполнил.

Конечно, особенно добрую память сохраняли о святом Амвросии те люди, которые на протяжении многих лет могли читать его замечательные творения и поучения, слышать его голос через них. В частности, он говорил, что учиться истине никогда не поздно, то есть, христианин должен учиться своей вере независимо от того, в каком он возрасте, поэтому нужно стараться регулярно читать Священное Писание. Многие это делают, но далеко не все. И не всегда это бывает правильно. Недавно одна женщина мне жаловалась: «Я читаю Писание каждый день, но после того, как закрываю книгу, не помню, что прочитала». Я спросил её: «А сколько вы читаете?» Она говорит: «Ну, две-три главы в день».

Это много.

Если кто-то в первый раз читает Евангелие, конечно, можно читать помногу, чтобы узнать в целом содержание евангельской истории, но если человеку Евангелие уже знакомо и он перечитывает его, то лучше перечитывать вдумчиво, как делали наши святые. Необязательно устанавливать стахановские нормы в прочтении Священного Писания. Можно прочитать и один стих в день, но при этом вдумчиво, или два-три стиха. Время на то, чтобы прочитать один-два стиха Писания в день может найти даже самый занятой человек.

-2

Как делали в древности? Во-первых, читали вслух, даже находясь наедине. Во-вторых, прочитав вслух этот стих, христианин его повторял в течение дня, размышлял над ним, и так понимал, что сказано в этом стихе. Господь вразумлял.

Конечно, Священное Писание христиане читают с молитвой. Хорошо почитать с толкованиями святых, сейчас это легко сделать, - в интернете можно найти специальные сайты с толкованиями святых на стихи Священного Писания. Но если даже нет возможности прочитать толкование – молитвенно размышлять над прочитанным.

Это, конечно, лишь одно направление изучения истины. Кроме Священного Писания хорошо брать за правило прочитать что-либо душеполезное, по крайней мере, во время поста. У нас четыре больших поста в году. Есть разные люди, кому-то нравится читать и он хоть каждый день может по книге проглатывать; а кому-то физически тяжело читать, но для таких есть немало православных аудиокниг, которые можно слушать.

Помня наставление святителя Амвросия, постараемся возрастать в познании Бога через писания наших святых. Лучше читать именно святых. Есть разная православная беллетристика для новоначальных, но когда мы говорим о научении вере, имеются в виду более серьёзные книги. Христианину, который давно ходит в церковь, нехорошо ограничиваться лишь православной беллетристикой.
Будем учиться истине, потому что Истина есть одно из имён нашего Господа. Таким образом мы приближаемся к нашему Господу и нашему спасению.