Уже и не помню, когда эта игра в первый раз попала на жёсткий диск моего компьютера. Конечно же, источником данной игры был компакт-диск, приобретённый на радиорынке. И скорее всего эта игра была одной из тех, что были на том диске.
На сегодняшний день внешний вид этой игры не сильно поражает. Даже официальная модификация не сильно меняет «квадратность» окружения и угловатость моделей персонажей. Но этому «старому коню» не нужен новый плуг – игра хороша не из-за графики. Кто-то скажет уже вышли новые части игры, которые и графически выполнены лучше и выбора в них не меньше. Но вот уж простите, моё сердце отдано этой игре целиком.
Что же это за игра?
Deus Ex вышла в 2000 году и на тот момент игра поражала своими графическими технологиями, но не это было главной «фишкой» игры. Deus Ex сочетало в себе сразу несколько жанров: шутер от первого лица, стелс-экшен, ролевую игру и отличное сюжетное приключение. Мир игры наполнен антуражем киберпанка – компьютерные технологии повсюду, роботизация многих отраслей жизни, аугментации человеческого тела. И на фоне этого технологического рая – нищета рядовых граждан, высокий уровень преступности и вездесущая власть корпораций.
Именно от этой игры берёт начало такой условный жанр, как immersive sim. Предшественниками этого направления были такие замечательные игры как System Shock и Thief, но именно для Deus Ex Уоррен Спектор использовал данный термин, который означает широкий выбор путей решения.
Игроку предстоит выполнять роль специального агента Дентона, который постепенно погружается в пучину интриг и в глубину заговора. Дентон обладает различными полезными навыками, а также может наращивать способности своего тела за счёт имплантатов. И всё это позволяет агенту выполнять задания различными способами.
Способы решения задач.
Широта выбора в этой игре касается очень многих аспектов.
Неся в себе элементы ролевой игры, Deus Ex не наращивает уровни главного героя, а позволяет игроку выбрать, на развитие каких навыков направить полученный опыт. Хотите выносить всё на своем пути – тогда ваш выбор взрывчатка и огнестрел, предпочитаете ножи и дубинки – выбирайте простое оружие, хотите расправляться с врагами за счет охранных ботов и турелей – станьте компьютерным гением. А отмычки и электроника упростят вам не только прохождение сюжета, но и попадание в места хранения «амброзии» (элемента для аугментации). Уточнение: амброзия является лекарством, а не элементом аугментации (Спасибо, Евгений Александрович!).
Сказанное выше позволяет игрокам выбирать самим, как им проходить миссии. Смело шагать с мощной пушкой наперевес и косить врагов градом пуль и ракет, или прячась в темноте скрытно убирать врагов. А может быть, и вовсе никого не убивая выполнить главную поставленную задачу.
При этом даже пути движения персонажа по карте зависят от стиля игры. Внимательный осмотр окружения позволит найти потайной путь в системах вентиляции, подслушанный разговор врагов откроет тайный путь или код от электронного замка, найденные «датакубы» могут содержать пароли к важным компьютерам.
И конечные цели миссии могут быть достигнуты по-разному. Например, первая же миссия дает нам возможность пощадить или уничтожить лидера повстанцев-террористов, захвативших Статую Свободы. Этот выбор не несет большой нагрузки (это же не Detroit: Become Human), но все равно приятно, что разработчики предусмотрели возможность бескровного решения проблем.
Стоит ли игра внимания?
Первая игра из франшизы Deus Ex покорила моё сердце всерьёз и надолго. Именно эту игру я считал долгое время эталоном того, как игра должна погружать игрока в свой мир. Невидимый воин (Deus Ex: Invisible War) прошёл мимо меня, а более новые серии, хоть и заняли несколько часов моего времени увлекательным геймплеем – не смогли заместить «первую любовь».
Стоит ли сейчас игра вашего внимания? Да, если вы не относите себя к любителям кинематографичной картинки, а на первом месте при выборе игр вы ставите интересную механику и сюжет.
Мод Revision позволит переиграть это великолепное произведение игровой индустрии в более высоком разрешении с немного обновлёнными текстурами, но всё равно это удовольствие больше для фанатов, чем для широкой публики.
Я рекомендую вам попробовать игру, которая открыла миру понятие immersive sim и предоставила огромную широту выбора игрокам.