Любопытная тема - выбор инструмента для маленького музыканта. На моём канале она неизменно вызывает интерес, располагает к дискуссиям и - с некоторых пор, увы! - к обострениям. Неожиданно, факт.
Иным не даёт покоя мысль о причастности к выбору РОДИТЕЛЕЙ, в случае раннего детского старта в ДМШ. Что именно здесь не так, где альтернатива - ума не приложу. Во всяком случае, других вариантов начальной работы на результат... лично я не видела.
Постоянные читатели знают: автор преподаёт теорию музыки, гармонию и сольфеджио в училище при консерватории. Среди наследников-школьников есть флейтист, 4-й класс, и начинающий балалаечник. Это второй и третий дети в семье, олицетворяющие наши совместные поиски новых решений - новой выразительности, новых путей на оркестровой почве. Для сравнения, старшая дочь занимается на фортепианном "предпрофе", и потому регулярно встречает моё квалифицированное содействие. Четвёртого ребёнка планирую повести вслед за ней, когда тот достигнет продуктивного для учёбы возраста.
Несмотря на то, что я опытная мама и действующий педагог-музыкант с образованием МГК+аспирантура, - я ничуть не скрываю: мне морально тяжело даются "домашние" занятия с мальчишками. Заоблачно трудно инициировать прогресс вне зоны своего экспертного видения! Но ответственность давит, педагоги испытывают всё новыми и новыми заданиями, быстро наращивают требования к детям - а уроки проводят, нормативно, два раза в неделю. (Последнее, кстати, единственно верно, если посмотреть "с преподавательской колокольни".)
Алгоритм моей помощи, в итоге, сводится к следующему: разобраться в каждом новом этапе самой - познать, продумать - и только лишь затем транслировать сыновьям при подготовке. А это, господа, беспрецедентно трудоёмкая цепочка действий. Особенно при наличии внешней занятости - весьма и весьма режимного характера, большого объёма.
То ли дело рояль, на котором, по долгу службы, играю уже без малого сорок лет... Здесь как рыба в воде. Вижу, что дочка заметно растёт между уроками-"отчётами" - при моём непосредственном участии. Вкладываю время, силы, душу.
Собеседник-немузыкант вправе возразить на мои рассуждения: мол, Вы-то профессионал в музыке, хотя и контрастной специализации. А как быть тем родителям, кто счастлив по жизни работать в других сферах, но выучить ребёнка искусствам таки желает, мечтает?
И вот же он, мой ответ!
Невероятно сложно здесь - способному оценить груз, печёнкой прочувствовать меру качества и градус халтуры.
Я уже писала в прошлом сезоне о том, что в хореографическом ансамбле у старшего сына... я - тот самый, совершенно невозмутимый сторонний наблюдатель. Мне всё нравится, меня увлекает красота танца, я не знаю "кухни", не вижу проблем, не ощущаю подводных камней. А ведь они есть.
Оптимизм ДМШовских родителей, предпочитающих держаться на дистанции от учебного процесса, - порой зашкаливает. Иных послушаешь, так дети всё "сами-сами", успешны, справляются на твёрдую пятёрку без помощи. А заслышишь соответствующий номер на академическом вечере - слёзы, приблизительность, на живую нитку сшито. Зато без комплексов.
Мне часто указывают на преимущества музыкантских детей в ДМШ, в сопоставлении с прочими. Заводят разговор о надёжной поддержке семьи. Я же полагаю здесь глубокую неоднозначность, и потому не спешу с данным тезисом соглашаться. Мама 12-, 10- и 7-летних учеников из системы, я нынче ответственно заявляю: поднакопив опыт "штурма", вижу тему с полярно противоположной стороны.
Спокойствие вокруг детского и подросткового музыкального образования - там, где родители не обременены излишней квалификацией "по нашей части". Учебная рутина как-то живёт - нервы более-менее сохранны со всех сторон. Никто не станет зудеть над ухом у ребёнка, каждые полчаса (а то и чаще!) повторяя своё монотонное: "плохо", "мало", "слабо", "всё не то", "ну соберись же ты, наконец"...
Доверие? Не знаю, не знаю.
По сути, если родитель сам не музыкант, то у него есть, в случае принадлежности ребёнка к ДМШ, три пути.
Первый из них весьма радикален: предстоит ежедневно отдавать процессу и логистике минимум половину потенциально рабочего времени, попутно образовываясь в предмете, приобретая навыки и знания вместе с дочерью/сыном. Этот случай весьма интересен в сочетании с "ДМШовской многодетностью". Плохо вяжется с заработком на семью.
Второй путь - технически ясен, финансово беспощаден. Речь о найме одного или даже нескольких репетиторов, что, по здравому смыслу, при серьёзных запросах, просто обязано быть очень и очень дорого.
Третий путь - закрыть глаза на качество или его недостачу, перманентно выдавать желаемое за действительное, спрятать голову в песок и жить счастливо.
Если же родитель "сам из этого теста", то путь ровно один - предельная организованность и пашня с ребёнком, как вариант - со многими детьми, в поте лица. Или честный альтернативный ноль! Делаем потрясающе хорошо - либо не делаем вовсе. Абы как, левой ногой - нет, ну стыдно же, при наличии диплома о высшем образовании в данной сфере.
***
На пятом десятке я с удивлением открыла для себя, что у балалаечников свой необычный подход к аппликатуре, своя нумерация пальцев руки. Большой - первый - второй - третий - четвёртый. Четвёртый - это "наш" пятый. Мизинчик, то бишь.
Занимаюсь со своим первоклашкой, покрикиваю, прилаживаю бедные пальчики к грифу. Спустя полчаса, перейду к дочке за рояль, и четвёртый снова станет пятым, и навалятся новые проблемы, недетские, жёсткие.
И так до поздней ночи. А наутро, к половине девятого - свежачком к студентам! К тем самым студентам, чьи родители "эту партию" уже отыграли и заслуживают Большие Золотые Медали.
Не ведаю, плакать или смеяться...
В любом случае, "хорошо там, где нас нет".
Ведь правда же?