9,8K подписчиков

«5 часов простояли на мавзолее, но оно того стоило»: Эйзенхауэр на Параде физкультурников

384 прочитали
Это было всего 1 раз: президент США стоит на трибуне мавзолея по правую руку от лидера СССР. Правда, генерал Эйзенхауэр 12 августа 1945 года президентом ещё не был.

Это было всего 1 раз: президент США стоит на трибуне мавзолея по правую руку от лидера СССР. Правда, генерал Эйзенхауэр 12 августа 1945 года президентом ещё не был. Но популярность главнокомандующего вооружёнными силами США в Европе была такова, что мало кто сомневался в его будущем президентстве. В том числе и Сталин. Потому и решил пригласить Эйзенхауэра в гости.

Принимали американского генерала и политика с максимальным добросердечием. Он потом подробно описал эту поездку в своих мемуарах.

«В атмосфере большого радушия и взаимного доверия»

Эйзенхауэр и его свита побывали на футбольном матче московских «Динамо» и «Торпедо» (2:0), «где присутствовало 80 тысяч азартных болельщиков». Осмотрели великолепное московское метро. Посетили столичные музеи и художественную галерею.

Будущий президент побывал в Генеральном штабе Советской армии, где генерал Антонов показал ему, как устроен его командный пункт, рассказал о положении войск на Дальнем Востоке и показал детальный план войны, которая буквально на днях была начата против Японии.

Эйзенхауэр и Сталин на трибуне Мавзолея. Фото в свободном доступе
Эйзенхауэр и Сталин на трибуне Мавзолея. Фото в свободном доступе

Эйзенхауэр и его свита провели немало времени в подмосковном колхозе, а также на оборонном заводе, который выпускал штурмовики Ил-2.

На все интересующие дорогого гостя вопросы тут же давались подробные ответы. Все беседы проходили «в атмосфере большого радушия, взаимного доверия и максимальной предупредительности».

Например, когда дорогой гость посетил кинотеатр и выразил интерес к документальному фильму о Советской армии и её боевых операциях в 1945 году – ему тут же подарили катушку с копией этого фильма.

Маршал Жуков предложил Эйзенхауэру на выбор любой маршрут поездки по Советскому Союзу. Любой город – хоть Владивосток. Американский полководец и политик выбрал Ленинград.

Где перед ним тоже открывали все двери, и показывали ему всё, что пожелает.

«Я уже выслушал много тостов, но…»

И, конечно, банкеты, банкеты... В сверкающих залах, с лучшими блюдами, закусками и напитками. Это в стране, где, по воспоминаниям Эйзенхауэра, он не увидел ни одного целого, нетронутого войной дома, пока летел с запада в Москву.

Провозглашалось множество тостов, всё больше – в честь скрепленного кровью боевого братства русских и американцев, в честь мира, дружбы и сотрудничества.

В этих застольях участвовало много советских военачальников и сотрудников МИДа СССР, которые выполняли роль переводчиков.

Эйзенхауэр и Жуков за столом. Фото в свободном доступе
Эйзенхауэр и Жуков за столом. Фото в свободном доступе

На банкете в Ленинграде, Жуков попросил сына Эйзенхауэра Джона, лейтенанта армии США, сказать тост.

Молодой человек сказал: «Я нахожусь в России уже несколько дней и услышал много тостов. В них говорилось о мужестве и заслугах каждого союзного руководителя, каждого выдающегося маршала, генерала, адмирала и авиационного командующего. Но я хочу провозгласить тост в честь самого важного русского человека во Второй мировой войне – за рядового солдата великой Красной Армии!»

Участники Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе
Участники Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе

Жуков сказал после этого генералу Эйзенхауэру: «да уж, стареем, если нам пришлось ждать, пока молодой лейтенант напомнит – кто в действительности выиграл войну».

«Никто из нас никогда не видел даже отдалённо ничего похожего на это зрелище»

Кульминацией «культурной программы», развёрнутой для дорогого гостя, стал парад в честь Дня физкультурника, прошедший 12 августа 1945 года на Красной площади.

На нём выступило 25 тысяч участников из 16-ти союзных республик. В спортивно-гимнастической части парада было 22 выступления, продолжавшихся 4 часа 20 минут. Участники из братских республик вышли на Красную площадь в спортивных костюмах, украшенных самобытными национальными узорами и элементами.

Участники Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе
Участники Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе

Республиканские делегации шли во главе Парада физкультурников. Шли они в алфавитном порядке. Открывал парад Азербайджан, а замыкала строй Эстония. Каждая республика несла свое знамя.

А вот выступали республики уже не подряд, а вперемешку с другими делегациями. Но все их выступления были стилизованы под национальные народные танцы. На поле постоянно появлялись десятки спортивных снарядов - турники, брусья, кольца - и на них исполняли упражнения мужчины, в то время как между снарядами показывали своё мастерство в танцах и художественной гимнастике девушки.

Участники Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе
Участники Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе

«5 часов простояли мы на трибуне мавзолея, пока продолжалось спортивное представление. Никто из нас никогда не видел даже отдалённо ничего похожего на это зрелище, – пишет Эйзенхауэр в мемуарах, – тысячи спортсменов были одеты в яркие костюмы, и все они исполняли движения в едином ритме. Народные танцы, акробатические номера и гимнастические упражнения исполнялись с безупречной точностью и огромным энтузиазмом. Оркестр непрерывно играл в течение всего представления».

Эйзенхауэр, вместе с американским послом и военным атташе, стоял рядом со Сталиным, и вождь вёл с ними беседу на протяжении всего праздника (с перерывами). Смысл этой беседы был простой: для СССР и США важно оставаться друзьями. У нас есть множество направлений для взаимовыгодного сотрудничества!

Зрители Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе
Зрители Парада физкультурников 12 августа 1945 г. Фото в свободном доступе

«Наша огромная задача заключается в том, чтобы поднять уровень жизни русского народа, серьёзно пострадавшего от войны. Мы нуждаемся в ваших научных достижениях в сельском хозяйстве, машиностроении, строительстве. Мы знаем, что отстаём в этих вопросах, и знаем, что вы можете помочь нам», – передаёт американский президент в своих воспоминаниях тогдашние слова Сталина.

Эйзенхауэр в мемуарах с удивлением отмечает выносливость и бодрость советского лидера, который к тому времени уже перенёс два инфаркта и был на пороге инсульта.

«Русские великодушны. Они любят делать подарки, принимать гостей, и очень преданны тем, кого считают своими товарищами», – сделал вывод после этой поездки Эйзенхауэр.

Но той крепкой дружбы, к которой стремился Сталин, как известно, не получилось.

Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)

Также читайте: