Найти тему

«БОГОВИДЕЦ МОИСЕЙ И НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА: ОЦЕНКА ЧУДЕСНОГО ЯВЛЕНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СВЯТЫХ».

 «Так же как купина не сгорала, будучи опаляемой, так и Ты, Дева родила, радуйся, Купина Неопалимая»

(стихира на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы).

 

«Тайно научаемый Твоему боговидному образу, Моисей, предвидев купину неопалимую огнем, Дево Всенепорочная: ибо в Тебя Создатель вселившись, не опалил Тебя высшую всех творений, Богоневестная»

(тропарь 5 песни канона Богородице в пятницу утром 6 гласа).

​ «Прошла тень закона, когда благодать явилась, ибо как не сгорала купина, объятая пламенем, так Ты, Дева, родила и девою осталась…»

(Воскресный догматик 2 гласа).

17 сентября (4 сентября по старому стилю) Православная Церковь празднует день памяти величайшего пророка Боговидца Моисея и память чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Связано это с тем, что именно пророк Моисей увидел Бога в чудесном явлении горевшего, но не сгоравшего тернового кустарника, который указывал на Божию Матерь, воспринявшую в Себя Божество Сына и оставшуюся Неопалимой от мощи Божественной славы. Оба эти события уникальны и удивительны. Святой пророк Моисей, которому было сказано «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20), увидел Бога (хоть и в образе) за свою особенную чистоту и верность Творцу. Это уникально и неповторимо. Поэтому так и важна память это святого. Про Моисея в одном месте сказано: «и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исход 33:11). А в другом месте говорится следующее: «в Израиле не было пророка, подобного Моисею, которого Господь знал бы лицом к лицу» (Втор 34:10).

Что касается Богоматери, то здесь тоже явление удивительное! Бог, о Котором пророк Исаия взывает «о, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» (Ис.64:1), сошел в чистейшую утробу Девы, и она выдержала бесконечную мощь Творца мира. «Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли (Пс. 96:5)», а Гора приосененной чащи, Чистая Дево, не растаяла и не сгорела от огня Божества Христова. Именно от Нее, как предсказал пророк Аввакум, воплотившись, «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененной чащи» (Авв. 3:3).

Как пишет преподобный Амвросий Оптинский, «хвалимый на небесах невидимый Бог видимо пришел на землю, как от горы и приосененной чащи, воплотившись Невещественный от Неискусомужной Девы. Как на горе, в тени чащи лесной неудобно видеть, так неудобно разумом понимать непостижимое Таинство воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы. Непостижимое принимается только верой. Поэтому пророк Аввакум, духом провидя непостижимое Таинство воплощения, взывал: слава силе Твоей, Господи!».

Объединяет память пророка Моисея и Пречистой Девы Богородицы в образе Неопалимой Купины библейское повествование из книги Исход, в содержание и святоотеческое толкование которого и предлагается вникнуть читателям, чтобы увидеть, как Церковь и ее святые оценивали данное событие и какие делали из этого нравственно-практические выводы. Для краткости исследуем только события, говорящие непосредственно об явлении Бога Моисею в несгораемом кусте без анализа и разбора дальнейшего диалога Моисея с Богом.

Итак, Священный Текст нам говорит: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх.3:1-3).

Для начала скажем о термине «купина», являющемся центральным и основным в данном отрывке Священного Писания.​

По-еврейски, выражение неопалимая купина звучит как הַסְּנֶה, (ха-сне). Если говорить более конкретно, то само понятие «купины», по-еврейски сенех (Кук), обозначает колючий терновый кустарник из породы акаций Аравийского полуострова, произрастающий на двух горах Хориве и Синае. Тот же самый смысл подразумевается и в греческом языке: «ἡ βάτος» (батос), значит, «терновый куст», «шип» или «колючее растение».

Сами евреи замечали несколько интересных моментов в этом чудном явлении. Древний иудейский философ и толкователь ветхого завета Филон Александрийский в данном событии подчеркивал такую интересную деталь: «не столько огонь обнял и пожигал купину – вещество сгораемое, сколько сама купина обнимала и как-бы заключала в себе огонь». А авторитетнейший древний иудейский историк Иосиф Флавий так описывал подробности данного удивительного события: «терновый куст стоял весь в огне, причем пламя не касалось ни окружавшей его травы, ни цветов; также и зеленые ветви куста оставались невредимыми, хотя пламя было очень сильное и большое».

Далее обратимся к словам святых отцов, более подробно и обстоятельно раскрывающим основной смысл Библейского повествования.​

Святитель Иоанн Златоуст видит в этом событии свидетельство о Воскресении Христовом: «где же в Писаниях сказано, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? В прообразе... купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело (Христово) было мертво, но не удержано смертью навсегда». В другом месте он видит здесь и прообраз Божией Матери, влагая в уста Архангела Гавриила такие слова: «если бы огонь в пустыне причинил вред купине, то несомненно повредило бы и Марии Моё присутствие; если же тот огонь, только оросил купину, а не сжёг, то что ты мог бы сказать об истине, нисходящей не в пламенном огне, но в виде дождя».

Святитель Прокл Константинопольский, ученик святителя Иоанна Златоуста так прославляет Царицу Небесную, ссылаясь на образ купины:​ «святая и Богородица Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай второго Адама, место где совершилось соединение естеств, где утвердился совет о спасительном примирении; чертог, в котором Слово уневестило себе плоть; одушевленная купина, которую не опалил огонь божественного рождения; легкое облако, носившее с телом восседящего на херувимах; орошенное небесным дождем чистейшее руно, из которого пастырь сделал одежду для овцы; раба и матерь, дева и небо; мост, по которому Бог низошел к человекам; изумительный ткальный станок божественного домостроительства, на котором неизъяснимо исткался хитон соединения, которого ткачем был Дух Святой, художницею — сила свыше осенившая, для которого волною было древнее кожаное препоясание Адама; основой была чистая плоть девы, челноком неизмеримая благодать носившего; художник слово, вошедшее чрез слух. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве беспредельный Бог, которого небеса не вмещают, которого не ограничивает чрево Девы».

Святитель Григорий Нисский видит здесь нравственное научение для нас и относит это к Событию Рождества Христова: «если же и терновым неким кустом воспламеняется тот свет, которым просвещается душа Пророка, — то не бесполезно будет и это сделать нам предметом исследования. Ибо если истина есть Бог, а также истина есть свет, — и оба эти высокие и божественные именования евангельское слово присваивает явившемуся нам во плоти Богу (Ин. 14:6): то следует, что таковое добродетельное житие возводит нас к ведению этого света, который нисходит даже до естества человеческого, возсиявая не от какого-либо звездного светила, почему не можно было бы признать его сиянием дольнего вещества, но от земного куста, и превосходя светлостью лучей небесные светила. А этим научаемся и таинству, явленному в Деве, от которой в рождении воссиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемою, так что и по рождении не увял стебель девства».

Преподобный Макарий Великий видит в этом событие указание на одно из свойств Божиих: "невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому; потому что «Бог наш огонь поядающий есть» (Евр. 12:29) …Сей огонь видел Моисей в купине… И Ангелы и служебные Духи причащаются светлости этого огня, по сказанному: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огонь палящий» (Евр. 1:7). Сей огонь, сожигая сучец во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы, возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит: «открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118:18). Поэтому, огонь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил. Будем молиться, чтобы огонь сей коснулся и нас; и тогда, ходя непрестанно во свете, даже и в малом чем-либо не преткнем ног своих о камень, но как светила, явившиеся в мире, будем содержать в себе слова вечной жизни, и наслаждаясь Божиими благами, упокоимся в жизни с Господом, прославляя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Святитель Амвросий Медиоланский указывает на важность состояния души пророка, а именно, его нравственной чистоты: «Моисей также, преходя мирские реки, увидел явление великое и сказал: Пойду и посмотрю на сие явление. А если бы он пребывал в пороках телесных и скользких наслаждениях века сего, то и не увидел бы таких таинств».

Святитель Кирилл Александрийский очень художественно и ярко описывает несгораемый куст, видя в данном события Тайну Боговоплощения и проецирует его на православных христиан: «купина есть кустарниковое растение, бесплодное и мало отличающееся от терновника. Великий же пламень объял ее. В образе огня явился святой Ангел. И пламень весьма высоко поднимался, но нисколько не вредил купине, в которой явился. Дело было поистине необыкновенно и выше всякого разума. Огонь объемлет терние и только согревает его тихим прикосновением своим, как бы забывая свою естественную силу и совершенно спокойно облегая то, что мог бы истребить. Посему-то божественный Моисей и поражен был видением. Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может все побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Поэтому и говорит в одном случае: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29); а в другом случае: дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет (Пс. 102:15). Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2:9). И Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6:16), то есть Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это преобразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповрежденным сохранивший древо. А что от Бога происшедшее Слово свой собственный храм оживотворило и соделало нетленным и высшим смерти, будучи по естеству Жизнь (Ин. 14:6), в этом как мог бы кто усомниться? Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе…Итак, купина не сгорала, хотя и объята была пламенем; потому что и на нас не налагается наказание за согрешения…напротив, нас также осиявает Христос чрез Святого Духа и пребывает в нас чрез Него, и в Нем мы можем вопиять: Авве Отче (Рим. 8:15).

Блаженный Федорит Кирский видит в этом событие указание одновременно и на силу (или праведность) Бога, и на его милосердие, а также на события Боговоплощения и победы Израильского народа над всеми его врагами: «провозглашаются Божия сила и Божие человеколюбие, потому что неугасимый огонь не истреблял сухого куста. Но, думаю, изображалось этим и другое, а именно - что Израиль, против которого злоумышляют египтяне, не будет истреблен, но препобедит врагов, а также и то, что Единородный, вочеловечившись и вселившись в девическую утробу, сохранит девство неприкосновенным».

Также блаженным Феодоритом приводится еще одно объяснение, которое он слышал от других толкователей, согласно которому, «Бог явился в купине, а не в другом растении, потому что из купины невозможно истесать бога. Ибо, вероятно, иудеи отважились бы и на это, если бы Бог явился в ином растении». Таким образом здесь видится неслучайность избрания Богом именно тернового куста, а с целью предотвращения будущего идолопоклонства.​ ​

Святитель Григорий Двоеслов видит в этом месте обличение Богом нераскаянности Израильского народа, указание на Ветхозаветный Закон и на Таинство явления Бога во плоти: «вот купина горела, а не сгорала. Это есть великое чудо. Если ты в нем останавливаешься на одной только истории, то и в ней есть пища для души читающего, чтобы тебе видеть, что в дереве огонь горит, а дерева не сожигает. Но если ты ищешь разумения типического: то что означало пламя, если не закон, о котором написано: в деснице Его огненный закон (Втор. 33:2)? И что купина, если не народ Иудейский, окруженный колючками грехов своих. Но горящая купина не могла сгореть; потому что Иудейский народ хотя и получил огонь закона, однако ж и колючек грехов своих не опалил, и пороков не пожег пламенем Божественного Слова. Иной, быть может, в этом событии через тип желает созерцать большее. Поскольку смысл его возрастает, то поднимаются и колеса (Иез. 1:19). Ибо среди людей соделался совершенным человеком Единородный Сын Божий, Который не имел своих грехов, но принял колючки нашего нечестия, и благоволил за нас смириться даже до страдания, и принять на Самого Себя огонь нашего несчастия. Но горел, и не сгорал; потому что, хотя и умер по человечеству, однако же пребыл бессмертным по Божеству. Он заимствовал от нас то, что нужно было для жертвы за нас, и, однако пребыл несгораемым и неизменяемым в собственных свойствах, чтоб изменить нас в наших свойствах».

Также святитель Григорий Двоеслов указывает (как и святитель Амвросий Медиоланский) на важность состояния души пророка Моисея для видения Божественного явления: «Моисей, который искал славы высшего созерцания, сказал: пойду и увижу видение. Если бы он сердцем не сделал шаг в сторону от любви к миру сему, то никак не мог бы постичь вышнее».

Святитель Кесарий Арльский в огне видит указание на Святого Духа, а в колючем терновнике - указание на непокорный иудейский народ: «без причины, не без некоего таинственного умысла сказано, что в терновом кусте был огонь и терновый куст не сгорал. Ведь терновник есть вид шиповника: он не может приводиться в виде некоей похвалы, ибо земля вырастила его для грешника. Прежде же было сказано согрешившему человеку: тернии и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3:18). Но даже то, что терновый куст не сгорал, то есть что огонь не прививался, не содержит положительного смысла. Ведь под огнем понимается Святой Дух. А под терновым кустом и шиповником понимается грубый и надменный иудейский народ».

Преподобный Симеон Новый Богослов упоминает о данном событии в одной из своих молитв ко Святому Причастию: «дерзновенно уповая на Твои богатые к нам благодеяния, радуясь и вместе трепеща, я, трава, причащаюсь огня, и бываю – дивное чудо – неизъяснимо орошаем, как в древности куст терновый, горевший, не сгорая!»  молитва 6 ко Причастию). ​

Святитель Григорий Палама не только видит в купине указание на созерцание Бога и тайны Крестной смерти Христа Спасителя, но и показывает практическую пользу для христиан от этого: «поскольку дурные страсти и мир греха не могут совершенно быть далекими от нас, ни разумное действие производиться в наших душах, если только мы не будем в созерцании Бога, то посему и сие созерцание, распинающее миру удостоенных его, также является тайной Креста. Так и при Моисее это созерцание горящей купины, являло тайну Креста, большую и более совершенную, чем та, которая была в призвании Авраама….Итак, созерцание в Боге и божественная тайна Креста не только отгоняет от души дурные страсти и производящих их демонов, но и опровергает ложные мнения и их проводителей и изгоняет их из оград Священной Христовой Церкви, в недрах которой находясь, нам отрадно ныне праздновать и разъяснять божественную благодать и действие Креста, совершаемый на Праотцах еще до явления Креста в мир».

​ Святитель Димитрий Ростовский видит в этом событии указание на знак примирения Бога с человеческим родом: «когда Господь Бог восхотел войти с человеком в тесную любовь, в неразрывное примирение и дружбу, то в знак этого дал то, что терновый куст (купина) горел огнем, но не сгорал. В купине были хворост, сено, трости, а огонь, который жжет горы и камни, как солому, этот огонь не опалил ни одного стебелька в купине, – так ласково, дружески и приятельски он обошелся с купиной: куст (купина) горит огнем, но не сгорает. Этот огонь предзнаменовал любовь Божию и мир с человеком, предзнаменовал то, что Божество, соединившись с человечеством, как огонь соединился в купине с соломой и сеном, не опалит человечества и человечество не опалится Божеством».

В другом месте святитель Димитрий показывает в этом чудесном явлении образ того, как благодать Божия действует через материю, он пишет: «чудодейственная благодать Божия если соединится с какой-либо вещью, то и вещи, соединенной с ней, сообщает такое же чудодейственное свойство, которым обладает и сама. Некогда огонь Божественный соединился на Синае с купиной, и купина не сгорала. А почему? Потому, что хворост купины воспринял от того чудесного огня ту дивную силу, чтобы не опалиться огненным пламенем».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский видит здесь, с одной стороны, образ диавольского огня, с другой стороны, образ Святых Христовых Таин. Обращаясь к грешнику, он говорит: «кто эта купина? Ты. Ты часто горишь внутренним огнем диавольских прилогов, но не сгораешь и не сгоришь, если будешь крепиться верою и упованием». В другом месте он пишет следующее: «что означала купина, виденная Моисеем. горевшая огнем и не сгоравшая? Новозаветные животворящие Тайны Тела и Крови Христовой. Вы видите Хлеб и Вино, проникнутые огнем Божества (все в огне Божества) невидимым, но ощущаемым внутри человека и между тем не сгорающие, потому что они суть самое Тело и самая Кровь Господа Иисуса Христа».

И, наконец, священномученик Александр (Глаголев), обращает внимание на то, природа огня была реальной, однако огонь имел и необычные, неземные свойства: «огонь, опалявший терновник, должен быть признан действительным огнем: иначе имел бы место оптический обман, и чуда в библейском смысле здесь бы не было. Вместе с тем огонь этот, несомненно, не имел обычных признаков горения: дыма и смрада, словом, это был огонь вышеестественный, не опалявший и не уничтожавший опаляемого им кустарника».

Итак, подводя итоги раскрытия смысла данного события древними иудеями и святыми отцам можно заключить, что в данном событии важно обратить внимание на следующие детали: во-первых, на то, что не огонь сжигал растение, а сама купина как бы обнимала и заключала в себе огонь, во-вторых, на то, что пламя огня при горении не касалось окружавших его травы и цветов. В-третьих, в данном явлении хотя огонь и был реальным природным явлением (это не было оптическим обманом или галлюцинацией), но при этом он обладал и несвойственными ему качествами, не имея признаков горения (дым и едкий запах) и не уничтожая опаляемое им растение.

Далее, следует заметить, что чудесное явление пророку Моисею Неопалимой Купиной через выбор Богом определенного вида дерева (именно купины) предотвращало будущее возможное идолопоклонство, обличало нераскаянность Израильского народа в его зле и непокорности Богу, указывало собой на Ветхозаветный Закон, на праведность и милосердие Бога, присутствующее в Нем одновременно, было знаком знак примирения Бога с человеческим родом, указывало собой на события Боговоплощения, Рождества и Воскресения Христова, свидетельствовало о таком свойстве действия Бога, как невещественный и Божественный огонь, освещающий души и очищающий их как золото в горниле и попаляющий пороки и грехи как солому, показывая этим, что и на покаявшихся православных христиан также, как и на купину не налагается наказание за грехи, благодаря тайне явления Бога во плоти.

​ ​ ​ ​ ​ ​ ​​ Кроме этого Неопалимая Купина указывает на Святого Духа, на добродетель созерцание Бога и тайны Его Крестной смерти и являет нам образ действия благодати Божией через материальные предметы.

Нас это событие научает тому, что диавольский греховный огонь может также быть воспаляем и в нашем естестве и человеческие силы не способны его угасить. Для преодоления этого пламени греха нам необходимо иметь такое же состояние души, какое имел пророк Моисей, т.е. не иметь любви к миру, не находиться в телесных пороках и скользких наслаждениях века сего и приобщаться с благоговением и страхом Божиим Святых Христовых Таин, помня о себе, что человек, будучи травой, причащается огня, и бывает при этом неизъяснимо орошаем Божественным огнем благодати, как и куст терновника, горит, но не сгорает.

Пусть Господь по молитвам пречистой Богородицы и пророка Моисея потушит в нас всякое греховное огненное запаление, оросит нас огнем Божественной благодати и сподобит подобно Моисею увидеть Его лицом в Лицу в Неизреченной славе Царства Святой Животворящей Троицы и не постыдится сладчайшего Лика Христова, услышав блаженный голос Жениха Небесного: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34).

Иерей Александр Сергеев, клирик храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном г. Москвы