От взлета до падения — один шаг. Герои нашей статьи знают это не понаслышке. Рассказываем о самых нашумевших стартапах, которые подавали большие надежды, но с треском провалились.
WeWork
До недавнего времени крупнейшая сеть коворкингов в мире оценивалась в $47 млрд. Всё рухнуло, когда компания захотела выйти на IPO. После подачи документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам США оценка стартапа упала в 4 раза. На свет вылезли нелицеприятные подробности управления основателем Адамом Нейманом и сомнения по поводу способности компании генерировать прибыль.
Кроме того, WeWork исторически была убыточной: в 2018 году убытки составили $1,9 млрд при выручке $1,8 млрд, в первые три квартала 2019 года убытки составили $2,6 млрд при выручке $2,4 млрд.
В результате выход компании на IPO отложили, а основателя Адама Неймана сместили с поста CEO, он остался только в качестве консультанта.
Вывод: не расхаживайте по офису голышом и не тревожьте совет директоров, иначе ваш стремительный успех обернется кошмаром.
Theranos
Многообещающий стартап, который, кажется, наобещал действительно слишком много. Компания многие годы занималась разработкой универсального прибора, который мог бы по одной капле крови поставить диагноз. Однако в реальности реализовать такое устройство невозможно, о чем несколько раз говорили известные ученые и исследователи. Но их не слушали. Основательница компании Элизабет Холмс выглядела уверенно и завораживала красивыми историями о революции в медицине и счастливом будущем.
В результате Холмс водила за нос инвесторов, среди которых были такие известные американские политики и бизнесмены, как экс-президент США Билл Клинтон, нынешний президент Джо Байден, министр образования при администрации Трампа Бетси Девос и другие.
Всё закончилось судебным разбирательством, в ходе которого Элизабет Холмс признали виновной в мошенничестве, а компания Theranos была закрыта и обязалась выплатить средства необеспеченным кредиторам.
Вывод: не живите в сказках о «волшебных таблетках» и будьте честны с инвесторами, иначе можете оказаться в суде и навсегда запятнать свою репутацию.
Maple
Сервис доставки еды из Нью-Йорка также провалился, просуществовав всего 3 года. Старт был амбициозным: лицом бренда стал известный в США шеф-повар Дэвид Чанг, а визитной карточкой — доступная цена блюд, в которую уже входили чаевые и стоимость доставки, и фирменное сахарное печенье в подарок. Именно сладкий десерт и стал погибелью стартапа.
В целях сокращения расходов компания убрала печенье из коробки и в качестве замены положила фотографию с изображением лакомства. Это встревожило клиентов и стало первым звонком, что компания попала в кризис. В результате привыкшие к бесплатному печенью клиенты начали оставлять негативные отзывы, и количество заказов стало стремительно снижаться.
Конечно, виновато не только печенье. Топы компании просчитались при составлении бизнес-модели и не смогли покрывать все расходы даже благодаря инвестициям. Но падение имиджа в глазах клиентов только усугубило ситуацию.
Вывод: не экономьте на лояльности клиентов, глубже продумывайте бизнес-модель и не полагайтесь на одних лишь инвесторов.
Больше интересных материалов о бизнесе и онлайн-платежах — в телеграм-канале Paygine. Подписывайтесь!