Найти в Дзене

История Coca-Cola

Coca-Cola – американский бренд безалкогольных газированных напитков, который является самым популярным и одним из самых дорогих в мире. Принадлежит компании The Coca-Cola Company со штаб-квартирой в Атланте (штат Джорджия, США), созданной в 1893 году. Coca-Cola является самым узнаваемым брендом в мире (94% населения слышали о нем). Напитки продаются по всему миру, кроме Кубы и Северной Кореи. Заводы и производственные линии находятся в 200 странах. Ежедневно продается более 1 млрд товаров компании, а каждую секунду выпивается около 8 000 стаканов напитков. История появления Сейчас кока-кола – востребованный и любимый многими напиток, а в США это вообще культ. Но мало кто знает, что с момента его появления он не приносил прибыли владельцу, а скорее был причиной убытков. На его производство было потрачено 70 долларов, а так как его покупали в среднем 9 человек в день, выручка составила лишь $50. Но так длилось недолго. Уже через год популярность напитка резко возросла, продажи пошли ввер

Coca-Cola – американский бренд безалкогольных газированных напитков, который является самым популярным и одним из самых дорогих в мире. Принадлежит компании The Coca-Cola Company со штаб-квартирой в Атланте (штат Джорджия, США), созданной в 1893 году.

Штаб квартира Coca cola в Атланте.
Штаб квартира Coca cola в Атланте.

Coca-Cola является самым узнаваемым брендом в мире (94% населения слышали о нем). Напитки продаются по всему миру, кроме Кубы и Северной Кореи.

Заводы и производственные линии находятся в 200 странах. Ежедневно продается более 1 млрд товаров компании, а каждую секунду выпивается около 8 000 стаканов напитков.

История появления

Сейчас кока-кола – востребованный и любимый многими напиток, а в США это вообще культ. Но мало кто знает, что с момента его появления он не приносил прибыли владельцу, а скорее был причиной убытков.

На его производство было потрачено 70 долларов, а так как его покупали в среднем 9 человек в день, выручка составила лишь $50. Но так длилось недолго. Уже через год популярность напитка резко возросла, продажи пошли вверх, а с ними и прибыль.

В 1886 году фармацевт Джон Пембертон смешал листья коки и орехи дерева колы (источник кофеина). Полученный сироп продавался через автомат в аптеке Jacob's Pharmacy, расположенной в Атланте. Цена составляла 5 центов за стакан.

Отец "Кока колы". Джон Пембертон
Отец "Кока колы". Джон Пембертон

По легенде, напиток приобрел тот вкус, о котором мы все знаем, совершенно случайно. Это произошло, когда в аптеку пришел пьяный мужчина. Фармацевт не захотел идти за водой для разбавления сиропа в другой конец зала, поэтому предложил посетителю добавить в него содовую. Такой вкус пришелся всем по душе, поэтому рецепт решили изменить.

В конце 1890-х гг в стране началась кампания против кокаина. Досталось и кока-коле. Многие обвиняли компанию в производстве напитка, который пагубно влияет на умы людей. В частности, отмечалось, что чернокожие из трущоб нападали на белых именно под действием колы.

Тогда было решено немного изменить рецепт напитка и добавлять в него не свежие листья коки, а выжатые, т.е. без кокаина. Это произошло в 1903 году, а в середине XX века в него перестали добавлять и вытяжку ореха колы. К этому моменту кола превратилась в обычный прохладительный напиток, а раз она больше не считалась лекарством, то и налог для медицины больше не надо было платить.

Рецептура напитка хранится в строжайшем секрете. Известно, что в колу добавляли масло лимона, лайма, мускатного ореха, ваниль, апельсиновый эликсир, кофеин и масло нероли. Сейчас в ее основе – газировка, сахарный сироп или фруктоза, кофеин, фосфорная кислота и ароматизаторы.

Но весь мир интересует не так общий состав напитка, как его секретный ингредиент 7Х. Формула надежно спрятана в ячейке банка SunTrust Banks. Отмечается, что только два работника компании одновременно, чаще всего из производственного отдела, могут ее знать.

Как продажи напитка в аптеке стали основой для создания самого популярного бренда газированных напитков.

С введением «сухого закона» в США кока-кола быстро набирала обороты. Но в этот период у изобретателя напитка ухудшилось здоровье, и он не мог больше вести бизнес, поэтому постепенно продавал его по частям.

Отмечается, что рецепт напитка ушел за $2300, а его создатель умер в нищете. Новым владельцем формулы стал ирландский иммигрант Аза Кендлер (Asa G. Candler). После смерти Пембертона в 1888 году он смог собрать все проданные партнерские доли и открыть собственную компанию. Так появилась The Coca-Cola Company. Она была официально зарегистрирована в январе 1893 года с начальным капиталом в размере $100 000.

Аза Кендлер
Аза Кендлер

Кендлер верил в успех напитка, поэтому не жалел времени, труда и средств для его раскрутки. Предприниматель улучшил вкус колы, увеличил срок ее хранения и активно расширял круг покупателей.

Напиток начали бесплатно раздавать в аптеках, чтобы как можно больше людей оценили его вкус. Такие дегустации имели свой результат – те, кому кола понравилась, стали покупать ее чаще, а также рекомендовали ее своим знакомым. Таким образом продажи сиропа увеличились в 10 раз.

Новый этап в истории бренда – кола в бутылках.

Изначально напиток продавался исключительно на разлив, но в 1899 году родилась идея реализовывать колу в бутылках, ведь это было проще.

В итоге, такая модель ведения бизнеса стала очень популярной в ХХ веке. Она же послужила основой зарождения системы боттлеров, по которой компания работает и сегодня.

Фирменная фишка напитка.

Популярность напитка и его выход на зарубежные рынки привели к появлению подражателей. Конкуренты (Koka-Nola, Ma Coca-Co, Toka-Cola)пытались урвать себе кусочек славы Coca-Cola, выдавая свою продукцию за известный напиток и даже подделывая логотип. В связи с этим, владельцы компании решили разработать уникальную бутылку, чтобы защитить бренд от подделок и недобросовестных конкурентов.

В 1912 году Coca-Cola разослала всем заводам письмо, в котором значилось, что узнаваемый логотип компании не может в полной мере ее защитить, поэтому всем необходимо объединить усилия для разработки особой тары.

Задание дошло и до стекольной компании Root Glass. Начальник цеха Александр Самуэльсон отправил двух работников Эрла Дина и Клайда Эдвардса в библиотеку изучать возможности проектирования. Там они наткнулись на картинку с изображением какао-бобов, имеющих удлиненную форму и ребра. В тот момент и родилась идея знаменитой бутылки округлой формы «с юбкой» или «талией».

После патентной регистрации на фирменную бутылку также добавили рельефную надпись – 1915 (год ее разработки).

Новый владелец Кока колы.

Удивительно, но на пике популярности компания вдруг сменила своего владельца. Дело в том, что Аза Кендлер решил стать мэром Атланты, а значит больше не мог заниматься бизнесом. Он передал акции своим детям, а те в 1919 году продали их бизнесмену Эрнесту Вудраффу. Стоимость сделки составила $25 млн. Тогда же компания изменила форму собственности и стала публичной. Через 4 года Вудрафф ставит во главе компании своего сына Роберта, который занимал этот пост в течение 60 лет.

Роберт Вудрафф
Роберт Вудрафф

Перед началом Второй мировой войны Coca-Cola продавалась уже в 44 странах.

Во время войны компания поставила для армии 5 млн бутылок колы. Ее стоимость для военных составляла 5 центов за штуку. О такой цене распорядился лично Вудрафф, отмечая, что не важно сколько при этом будет затрачено на производство. Решение было принято с целью поднятия боевого духа американских солдат.

Для удобства транспортировки газировку впервые разливали в жестяные банки.

Пластиковая упаковка появилась в 1977 году, когда колу начали разливать в двухлитровые бутылки.

В 1981 году главой совета директоров и генеральным директором The Coca-Cola Company становится Роберто Гозуэта, признанный самым талантливым управленцем ХХ века. За время его руководства стоимость бренда увеличилась на $15 млрд.

В 1982 году компания выпускает диетическую колу Light. В Китае открывается первый завод Coca-Cola. В 2010 году в стране будут работать уже 40 предприятий.

В 1985 году с кока-колой знакомятся жители СССР.

Забавный факт: в Советском Союзе кока-кола столкнулась с таким конкурентом как … квас. Людям хоть и понравился вкус освежающей колы, но предпочтение в летнюю жару они все же отдавали привычному напитку из бочки.

В 1990 году объем продаж кока-колы составил $10 млрд. Также, в этом году в Атланте открыли музей «Мир Coca-Cola», который ежегодно будет посещать более 1 млн человек.

В 1995 году компания выкупила пивной бренд Barq, а в 1999 году стала владелицей Schweppes.

С 2017 года Coca-Cola взяла новый курс, целью которого является стать универсальной компанией, выпускающей продукцию для разных категорий населения без привязки к возрасту.

Ежедневно продается 1,9 млрд порций Coca-Cola, а каждую секунду выпивается около 8000 стаканов напитков.

Сегодня Coca-Cola – бренд, который поражает и вдохновляет. Вдохновляет своим стилем, историей, маркетинговой стратегией и рекламными идеями. Простой, но яркий визуальный образ, подпитанный свежестью промо-кампаний, прочно закрепился в сознании и сердцах потребителей.

-5

Спасибо за прочтение.