Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Марокко? Думаю, апельсины, конечно же, апельсины! Эти новогодние оранжевые шары, с чёрными ромбиками на боках, где жёлтым курсивом написано: «Maroc». В детстве я думала: какие неграмотные иностранцы! Не знают, как правильно пишется по-русски слово «мороз» и потому делают в нём сразу две ошибки! Потом, мне как-то удалось узнать, что надпись обозначает название страны, в которой растут эти замечательные цитрусовые плоды.
АПЕЛЬСИНЫ! Ведь когда-то именно из-за них я уговорила маму уехать из Новосибирска, к папе, в Набережные Челны, потому что там АПЕЛЬСИНЫ! Отец отправлял нам их посылками, в деревянных ящиках вместе с шоколадными конфетами и сгущёнкой. Тогда, в 1972 году, на строящемся КамАЗе было московское обеспечение и продавалось всё, что душе угодно.
А что ещё известно о Марокко? Кажется, там есть город Марракеш, вроде бы столица страны... И всё, пожалуй. Может быть ещё что-то вспомнится? Специальная арабская посуда «тажин» или «танжин» – в ней всё готовится на парУ, наверное, она тоже марокканская. Каша «кускус», которая стала нынче модной наравне с булгуром… и ничего больше не вспоминается... Касабланка? А разве она в Марокко? По-моему, давным-давно фильм такой был.
Марокко. Признаюсь, что данное направление мы выбрали не случайно. Помимо интереса ко всему неизведанному, определённое значение имел фактор безвизового режима между нашими странами и цена авиабилета: Мюнхен-Агадир – 48 евро (менее 3500 руб.) В полёте нас, правда, не кормили, но за деньги еду и напитки предлагали. Положительную роль сыграло также тропически-субтропическое тепло, ведь лететь предстояло пусть в северную, но всё же Африку, где в ноябре по нашим температурным меркам почти лето.
Кроме того, Марокко остаётся, пожалуй, одной из немногих стран арабского региона, куда ехать пока вполне безопасно, а значит, нужно ловить момент. В прошлом году, например, мы успели съездить в Афганистан и побывать в одной из северо-восточных провинций, тогда там было спокойно, а в этом году, как раз в октябре, город Кундуз пытались захватить талибы ссылка.
Разглядывая карту мира, ещё до отъезда, муж отметил, что между Марокко и Испанией (в которой мы уже бывали) есть крошечное государство – Гибралтар. Фактически, это город-государство, так как там проживает всего 30 тысяч человек. Почему бы туда не заехать? Из школьного курса географии я помнила: Гибралтарский пролив разделяет Европу и Африку, но чаще, Гибралтар у меня в памяти дополнялся Лабрадором, потому что именно так, рядышком, он располагался в известной песне Вячеслава Бутусова: «Гибралтар. Лабрадор», хотя на самом деле расстояние между ними – целый Атлантический океан.
Забегая вперед, скажу, что попасть в Гибралтар нам на этот раз не удалось: доблестные английские пограничники не впустили граждан РФ, заявив, что у нас нет многоразовой Шенгенской визы, а разрешение на проживание в Германии «не считово». Вот, если бы один из супругов был гражданином ЕС, тогда другое дело.
Несмотря на то, что Гибралтар является отдельным государством и имеет даже собственную валюту – гибралтарский фунт, который ходит наравне с фунтом стерлингов, в ЕС страна ассоциирована через Великобританию и охраняется англичанами. Территория-то спорная, и испанцы, с разной степенью активности, постоянно претендуют на неё (с 1969 по 1985 гг. граница в этом месте вообще была закрыта, недаром Гибралтарскую скалу называют "Скалой раздора"). Однако британцы свято верят, что пока на Гибралтаре жива хоть одна обезьяна, которых там множество, страна будет в их владении.
Контакт с английскими пограничниками вызвал у меня временное состояние фрустрации: мало того, что нас отказались впустить на территорию Гибралтара, так ещё дважды указали на неуместность улыбок. Сначала начальник заставы сказал мужу: «нечего тут улыбаться», потом, другой пограничник, спросил у меня: «что ты тут улыбаешься?!» Короче, если кто-то думает, что на Западе люди улыбчивые и доброжелательные, то это ваше заблуждение. Но в Гибралтар с третьего раза мы всё-таки попали ссылка.
Итак, Марокко стала 52 страной мира, в которой мне удалось побывать. Замечу, что по мере увеличения числа посещённых стран, требования к качеству поездок постоянно росли. Если раньше хотелось, как говорится «увидеть Париж и умереть», в моём случае это было: «попасть на родину Моцарта и великих немецких философов», то сейчас только увидеть – ничего не значит, а тем более увидеть столицу страны. Планируя путешествия, мы теперь тщательно стараемся избегать столиц и заезжаем исключительно в тех случаях, когда там находятся транспортные развязки.
Помимо решения не ехать в Рабат, именно этот город является столицей Марокко, а не Марракеш, как думают многие, у нас было желание встретиться с кем-нибудь из соотечественников, живущих в Магрибе (название стран, расположенных к западу от Египта, данное средневековыми арабскими географами и историками, зачастую, так именуют Марокко).
Поэтому, примерно за неделю до поездки, я связалась через сайт «Одноклассники», с несколькими женщинами, живущими в Марокко. Те, кто откликнулись, несмотря на доброжелательное отношение, встретиться со мной не смогли. Поездка совпала с выходными и праздничными днями, когда, как написала моя тёзка из Касабланки: «то мы – в гости, то гости – к нам и некогда за ухом почесать». В любом случае, я выражаю искреннюю признательность всем, кто вышел на связь, за поддержку и желание помочь. В результате переписки мне удалось многое узнать об этой стране, и я обязательно поделюсь полученной информацией.
Оксана сообщила, что на фейсбуке существует Координационный Совет для соотечественниц и русскоговорящих в Марокко. Она же выразила готовность ответить письменно на любые мои вопросы. Основательница Совета – Оля тоже отозвалась и разместила на страничке группы объявление о том, что я планирую написать рассказ о Марокко и хотела бы встретиться, пообщаться воочию, с живущими в стране нашими женщинами. Наташа из Марракеша прислала мне свои телефоны, координаты и мы с ней поговорили по скайпу.
Зайдя на фейсбук, в указанную группу, я наткнулась тут же на видео, про нападение на немецких туристов в городе Фес. Преступников успели схватить, но туристов порезали и ограбили, потому моё желание посетить третий по величине город Марокко, моментально испарилось. Хотя, конечно, показанная история была скорее исключением, чем правилом.
Хочу попутно отметить, что продвигаясь по стране с юга на север, мы встречали повсюду исключительно дружелюбное и уважительное отношение. Вежливость – является отличительной чертой марокканцев – такой вывод мы сделали в завершении поездки. «Welcome to Maroc!» – этой фразой нас приветствовали совершенно незнакомые люди на улицах страны. Улыбаясь, они иногда спрашивали: «Where are you from?» И, когда я отвечала: «Руссия» – так звучит название нашей страны по-мароккански, то люди, как ответный пароль, называли два слова: «Владимир Путин!» Признаюсь, в эти моменты я испытывала радость оттого, что все знают имя нашего Президента и думала: вряд ли марокканцы так же легко могут ответить, кто является нынешним председателем ЕС или английским премьер-министром.
Те, кто вступали с нами в контакт по долгу службы – администраторы в гостиницах или охранники исторических объектов, высказывали соболезнования по поводу гибели пассажиров и экипажа российского самолёта в Египте и разделяли озабоченность проблемами внешнеполитического характера.
Даже рыночные торговцы в марракешской медине (старый город), которые стремились нагло ободрать туристов, вели себя вполне пристойно. И если им не нравились мои замечания, то они просто отворачивались.
Слушайте и смотрите Мирави "Марокко"
Это неопубликованный на Дзене рассказ 2015 года.
Продолжение: Как живут наши женщины в Марокко ссылка
Читайте, если пропустили: Второе путешествие в Марокко ссылка
Навигатор по путешествиям со ссылками в алфавитном порядке ссылка
Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новостей, ставьте лайки, делитесь статьями с друзьями в соцсетях.