14,1K подписчиков

Опасность ошибочного понимания Слова Божия

1,1K прочитали

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь сказал апостолам: «Берегитесь закваски фарисейской и закваски иродовой» (Мк. 8:15), и апостолы попытались самостоятельно истолковать значение слов Господа, но истолковали их неправильно. Они думали, что сказал Он это им из-за того, что они хлебов не взяли с собой. Христос обличил их неправильное понимание, после чего они поняли, что говорилось об учении фарисейском, ну и, конечно же, о лукавстве, с которым они подходили к Господу.

В этом евангельском отрывке мы видим указание на то, что не все равно, как понимать слова Господа, как понимать Священное Писание, что можно понимать его и неправильно, поэтому не всякий может толковать Писание. Об этом же говорили потом и сами апостолы. В частности, апостол Петр писал, что есть невежды, которые извращают Писание «к собственной погибели» (2 Пет. 3:16). То есть, неправильное понимание Писания может привести к духовной гибели. Также апостол Петр указывал, что ни одно пророчество не может быть понято самим собою, ибо «изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что, следовательно, как записано было Писание святыми, так и объяснять его могут именно святые. Поэтому 19 правило Шестого Вселенского собора предписывает православным христианам понимать Священное Писание только так, как его объяснили святые отцы.

Это уберегает нас от несчастной судьбы протестантов, которые говорят: нам не нужно Предание, нам достаточно одной Библии, в ней все понятно. При этом они разделились на десятки тысяч направлений и продолжают делиться, потому что вот это «все понятно» - для каждого свое, и авторитета, как определить, какое понимание Писания правильное, а какое неправильное, у них нет.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь сказал апостолам: «Берегитесь закваски фарисейской и закваски иродовой» (Мк.

Есть, конечно, и среди православных те, кто предпочитает толковать Писание по собственному разумению, и даже с пренебрежением относятся к правилам о необходимости следовать объяснениям святых отцов. Им кажется, что они сами все правильно понимают, и в этом видна огромная гордость. Если даже апостолы, которые были рядом со Христом, ходили не один год с Ним и учились непосредственно от Него, могли понять Его слова неправильно, так что Господу пришлось вмешаться и исправить их, то как ты, живущий две тысячи лет спустя, совершенно в других обстоятельствах, и не будучи непосредственным учеником Христа, можешь быть уверен, что все понимаешь правильно?

Да бежит от нас эта горделивая мысль!

Будем стараться изучать Священное Писание именно так, как его объясняли святые отцы. Тем более, что в наше время это сделать проще, чем в какое бы то ни было раньше. Прежде книги нужно было искать, не все было доступно, и стоили они дорого. Сейчас же все бесплатно лежит в интернете. В смартфоне можно даже специальное приложение установить, - например, Оптина пустынь выпустила приложение с толкованиями святоотеческими на Священное Писание. Пожалуйста, пару раз нажал и вот тебе в любой момент доступ к святоотеческому объяснению того или иного стиха.

Поэтому мы не будем иметь извинения, если мы пренебрегаем святоотеческими толкованиями. Да и сами себя мы обкрадываем таким образом. Сколько раз я убеждался, обращаясь к толкованиям святых отцов, что они понимали Писание так глубоко, как я сам бы ни за что бы не догадался понять этот стих, даже если бы всю жизнь сидел и думал только над ним. Потому что им Дух Святой открывал. И мы, как христиане, растем в познании Священного Писания, когда доверяем святым больше, чем себе.

Так что будем читать Священное Писание c толкованиями святых отцов!