14,1K подписчиков

Почему много званных, но мало избранных?

1,8K прочитали

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали грозные слова от Господа: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). В той притче, которая предваряет эти слова, Христос показывает, почему же мало избранных. Не потому, что Господь избрал немногих, а потому что по собственному выбору многие люди из тех, кого призвал Господь, оказались недостойны.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали грозные слова от Господа: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24).

В притче рассказывается о том, как царь позвал на пир, и люди стали отказываться под разными предлогами, связанными с земными хлопотами: кто-то купил волов, кому-то надо осмотреть поле, кто-то только женился и хочет жене уделить внимание. И сказано, что царь прогневался. Это вполне понятно. Многие могли такое испытать, когда ты приглашаешь кого-то, а человек не приходит, и не по какой-то серьезной причине, а потому, что предпочёл тебе, твоему празднику, твоей радости, возможность поваляться на диване или заняться какими-то своими делами. Конечно, это вызывает огорчение и болезненное чувство от осознания того, что человек, которого ты хотел видеть участником своей радости, показывает, что ты ему не нужен.

Неудивительно, что царь разгневался и сказал: «никто из тех званых не вкусит моего ужина» (Лк. 14:24). Царь здесь – это Бог, а ужин – царство небесное. В этой притче выражена та христианская истина, которая у современных людей вызывает наибольшее возмущение, а именно, что не все спасутся, более того, спасутся немногие. Господь Сам сказал: «мало избранных». Многие возмущаются: «Почему бы Богу не спасти всех?» Но в этой притче Господь рассказывает, почему не все спасаются.

Спасение – это жизнь со Христом. Человек, который не любит Христа, а предпочитает Ему что-то иное или кого-то иного, как мог бы спастись? Люди невежественные стараются свалить вину за это на Самого Бога, как будто Бог виноват в том, что я не спасся. Но Священное Писание многократно опровергает эту ложную мысль. И апостол Павел пишет: «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Что мы сеем в этой жизни, то и пожинаем в следующей. Не Бог виноват в том, что люди пренебрегли Им. Не царь в этой притче виноват в том, что званые решили вместо того, чтобы идти на царский пир, заняться чем-то другим.

Даже через само сравнение Господь показывает нелепость такого выбора. И сейчас, хотя у нас нет царя, но если вдруг нам скажут: президент приглашает тебя на завтрак с ним, вряд ли кто-то найдётся, кто откажется и отнесётся к этому с пренебрежением, говоря: у меня домашние дела есть, я лучше ими позанимаюсь. Но в древние времена, когда за царской властью понималось и некое священное достоинство, нелепость этого ответа была ещё более очевидна первым слушателем притчи Господа.

Святой Феофан Затворник, говорит что званные – это все мы, христиане, а избранные – те, кто живёт по воле Христа по Его святым заповедям. В свою очередь, святой Иоанн Кронштадтский замечает, что под теми же самыми предлогами, под которыми отказались в этой притче люди идти на царский пир, и до сего дня многие отказываются приходить в храм, и в целом вести христианскую жизнь ради всяких земных дел. Через это они показывают, к чему устремлено их сердце.

В данной притче Господь объясняет, почему погибнут так называемые «хорошие люди». Многие из тех, кто любит поспорить, говорят: ладно, мы можем понять, почему погибнут злодеи, убийцы, маньяки, но ведь сколько хороших людей, которые просто не верят в Христа! Так вот, ни про кого из тех, кто в притче отказался идти на пир, не сказано, что он был злодей или ужасный грешник. Они просто пренебрегли зовом Божиим ради собственных земных интересов. Никакие добрые и хорошие дела сами по себе человека спасти не могут, спасти человека может только Спаситель. Но если человек отталкивает протянутую к нему руку Спасителя, то как он может спастись?

Будем же беречь себя от того, чтобы и в нас не прокралась вот эта любовь к земному, вытеснив любовь к небесному, любовь к Богу, чтобы нам оказаться не только зваными, но и избранными.