Тираны и деспоты жили во все времена. Многие достигали высших результатов своей деятельности и числятся в анналах истории как весьма почтенные государственные деятели. А кто-то, и нагрешив поменьше, получает сугубо негативную оценку. Например, никто не возразит тому, что Иван Грозный – это тиран и деспот. Все его злодеяния отечественные и зарубежные историки зафиксировали и вменили ему в вину. Теперь он самый «ужасный правитель злодей» всего позднего средневековья.
Иван Грозный – «кость в горле» колонизаторов
Поделом ужасному восточному автократору! Но давайте присмотримся к тем, «кто поднимал тему?» Во-первых, управляющий конторой Московской компании Джером Горсей. Поначалу Джером Горсей, без меры был обласкан Иваном Грозным (царь, разве что ложку ему ко рту не подносил). Но прошло немного времени и нахрапистого англичанина в «крутом пике», исторгнули из России.
Этот деятель накропал три сочинения о России и её царе, необычайно жестоком, азиатски хитром и изобретательном садисте Иване «Грозном» (в староанглийском значении «Ужасном»).
Обиженный Горсей задал тренд в британской пропаганде XVI века на демонизацию Московского царя.
Скорее всего, причиной тому послужило не очень удачное внедрение в Россию, созданной в Лондоне «Московской торговой компании» (основана в 1551 году). Она, кроме торговых барышей в казну королевства, должна была стать инструментом английской колонизации России, как «Ост-Индская компания» в Индии и Вест-Индская компания в Америке. Осуществлению этих замыслов помешал царь Иван Васильевич. Поэтому британские колонизаторы подвергли его жестокой обструкции и исторической демонизации.
«Восточный деспот» не поддался очарованию стеклянных бус и разноцветных ленточек. Не соблазнился на «огненную воду» и фокусы с зеркалами. Местный «князёк» оказался Царём, обладающим живым умом и грандиозными амбициями в сфере государственного строительства. Поэтому самонадеянные Джеромы Горсеи и Генрихи фон Штадены взялись открывать западному обывателю Россию, как невообразимо дикую и отсталую «terra incognita». Властные элиты, это скорее радовало: «смотри европейский народ на Московское варварство и радуйся тому, что у тебя есть». До поры этого хватало.
Кровожадные правители Европы, почему-то «добрые» и «славные»
Писатель Чарльз Диккенс как-то представил Генриха VIII Тюдора «самым непереносимым мерзавцем, позором для человеческой природы, кровавым и сальным пятном в истории Англии». Но не все в Британии согласны с литератором, большинство англичан согласны с А. Ф. Поллардом, который в монографии «Генрих VIII» заявил, что король никогда не имел «страсти к излишним убийствам», но не указал, какие убийства следует считать «излишними».
Жестокость казней не знала предела, кому интересно прочитайте про казнь Томаса Мора (когда-то был другом короля). Иван Грозный тоже далеко не паинька, но кроме чинимых зверств ещё и основывал монастыри и наделял их богатствами, а Генрих VIII святыни рушил и грабил. Иван «Ужасный» книги печатал и библиотеку собирал, а король Генри сжигал не только книги, но и тех, кто их писал и печатал. И при этом англичане его называют: «добрый старина Генри», а Ивана Васильевича - «Ужасный». Несправедливо.
Можно ещё много рассказать про «славных дочек» этого «доброго короля» («Марию Кровавую» и «славную королеву Лиззи», покровительницу пиратов). История сохранила неоднозначные рассказы о других правителях, современниках Ивана Грозного.
Например, о короле Франции Карле IX, том самом, что в «Варфоломеевскую ночь» развлекался «стендовой стрельбой» по ещё живым гугенотам, мечущимся по парижским улицам в поисках спасения. Немало известно о испанском короле Филиппе II и его беспримерных кровавых расправах в Нидерландах.
Уроки надо помнить
О преступлениях их режимов известно много чего, но демонизировать этих деятелей в исторической перспективе никто не собирался и не собирается это делать. Не повезло Ивану Грозному потому, что в планах Запада Россия виделась большой колонией, а царь уготовил своей стране другое будущее. От своих планов «просвещённая Европа» не отказывалась и зарекаться не собирается, поэтому любое подобие царю Ивану рассматривается там как «бунт на корабле» со всеми вытекающими последствиями.
Сначала пойдёт демонизация правителя, потом начнётся война (в случае с Иваном Грозным – Ливонская) и разруха. За ними следует «Смута» и уже нею происходит «большое ограбление», во спасение «белой цивилизации».
Надо про это помнить всегда. Забыли – получили по полной программе.