Этот обзор начну с книги, автор которой был расстрелян киевскими чекистами в мае 1919 года, после чего все его труды были вычеркнуты из отечественной историографии. И только сегодня, благодаря стараниям исторического издательства «Вече», мы имеем возможность познакомиться с главным его историко-публицистическим трудом «Истоки украинского сепаратизма. Происхождение и язык».
Об авторе этой книги сохранилось крайне мало сведений. Известно лишь, что Сергей Никифорович Щёголев, врач по образованию, активно занимался политической публицистикой. Он был крупнейшим исследователем «украинского» сепаратизма и автором двух капитальных исследований, посвященных этой проблеме: «Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма» (Киев, 1912) и «Современное украинство. Его происхождение, рост и задачи» (Киев, 1914). В 1919 году за свои русские убеждения он был расстрелян «интернационалистами киевской чрезвычайки» вместе с группой русских интеллигентов, которых обвинили в причастности к антибольшевистскому подполью.
Одна любопытная деталь. С книгой Щёголева был знаком Владимир Ленин, который дал автору следующую характеристику: «Zitatensack (мешок цитат) сыщика! Ругает всё польское с слюной у рта, а сам пишет с полонизмами… Пишет неграмотно… Невежда… Черносотенец бешеный! Ругает украинцев гнусными словами!». Что не в последнюю очередь послужило причиной скоропалительного (через три дня после ареста) расстрела Щёголева.
Очень сильно постарался Владимир Ильич для появления на политическом пространстве послевоенной Европы государства Украина. Для этого передал в состав Украинской республики часть исконно российских губерний, в том числе Донбасс. Что ж, потомки Петлюры, гетманов на час, больших и малых атаманов, а также краснознаменного орденоносца Нестора Махно «достойно оценили» вклад вождя мирового пролетариата в создание дотоле не существовавшей украинской государственности повсеместным сносом памятников Ильичу. Так что поделом «крёстному отцу» современного украинства.
Сергей Щёголев еще в начале ХХ века задолго до Великой (Первой мировой) войны отмечал, что подпиткой украинского сепаратизма активно занимались Австро-Венгрия и Германия, которые рассчитывали по итогам войны заполучить украинские чернозёмы. Вот только тогда это у них не сложилось.
Книга профессора Нью-Йоркского университета Олега Федюшина «Несостоявшаяся украинская держава. Планы германского Генерального штаба по аннексии Юга России.1917-1918». (Центрполиграф.2022 г.) прослеживает события тех лет, когда Украина только пыталась определить своё место в водовороте революционной анархии. Автор касается не только экспансии Германии на Восток, но и проблем Крыма, Черноморского бассейна, польского вопроса, а также взаимоотношений России и Германии.
Историческое исследование Олега Федюшина, опирающееся на ранее закрытые германские и австрийские документы, — чтение прямо скажем непростое.
А вот Михаил Афанасьевич Булгаков, бывший очевидцем всех этих событий, со свойственным ему взглядом юмориста на пиру во время чумы, так описывает эту трагикомедию украинства в фельетоне «Киев-город»:
«…По счету киевлян, у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил.
В Киеве не было только греков. Не попали они в Киев случайно, потому что умное начальство их спешно увело из Одессы. Последнее их слово было русское слово:
– Вата!
Я их искренно поздравляю, что они не пришли в Киев. Там бы их ожидала ещё худшая вата. Нет никаких сомнений, что их выкинули бы вон. Достаточно припомнить: немцы, железные немцы в тазах на головах, явились в Киев с фельдмаршалом Эйхгорном и великолепными, туго завязанными обозными фурами. Уехали они без фельдмаршала и без фур, и даже без пулеметов. Всё отняли у них разъяренные крестьяне.
Рекорд побил знаменитый бухгалтер, впоследствии служащий союза городов Семен Васильич Петлюра. Четыре раза он являлся в Киев, и четыре раза его выгоняли. Самыми последними, под занавес, приехали зачем-то польские паны (явление XIV-ое) с французскими дальнобойными пушками.
Полтора месяца они гуляли по Киеву. Искушенные опытом киевляне, посмотрев на толстые пушки и малиновые выпушки, уверенно сказали:
— Большевики опять будут скоро.
И все сбылось как по писаному. На переломе второго месяца среди совершенно безоблачного неба советская конница грубо и буденно заехала куда-то, куда не нужно, и паны в течение нескольких часов оставили заколдованный город. Но тут следует сделать маленькую оговорку. Все, кто раньше делали визит в Киев, уходили из него по-хорошему, ограничиваясь относительно безвредной шестидюймовой стрельбой по Киеву со святошинских позиций. Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги.
И посейчас из воды вместо великолепного сооружения — гордости Киева, торчат только серые унылые быки. А, поляки, поляки... Ай, яй, яй!..
Спасибо сердечное скажет вам русский народ.
Не унывайте, милые киевские граждане! Когда-нибудь поляки перестанут на нас сердиться и отстроят нам новый мост, ещё лучше прежнего. И при этом на свой счёт.
Будьте уверены. Только терпение».
Я не случайно привёл эту пространную цитату из ранней булгаковской прозы. То ли команда кавээнщиков с Банковской обнаружила в этом фельетоне некую тень грядущего 15-го переворота, то ли обиделась за поляков, которые сейчас для киевской хунты больше чем братья, но категорически решила наказать русского киевлянина, упразднив дом-музей Михаила Булгакова на Андреевском спуске.
Автор: Виктор ПРИТУЛА
(Публикуется в сокращении)
Источник: газета Слово № 15, 2022 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписные индексы: П4244 и П4362 (индексы каталога Почты России)
Подписаться на Почте России через интернет можно здесь
Подписка на электронную версию газеты «Слово» на сайте «Ист Вью»
Книга "Купола Кремля" здесь