Найти тему
ПАНТОГРАФ

В каких городах бывшего СССР работали немецкие трамваи "Гота"

Идея написать данный материал пришла спонтанно, открыв сегодня кабинет Дзена, увидел комментарий, где один из читателей удивляется наличию трамвая "Гота" во Львове, полагав, что данные вагоны работали лишь в Евпатории. На самом деле немецкий двухосные вагончики работали во многих городах бывшего СССР, причем не только на узкой, но и стандартной колее.

Модель Гота (Gotha) Т-57. Представлял собой двухсторонний моторный двухосный вагон образца 1957 года. К нему поставлялся также двухосный безмоторный прицепной вагон модели В-57.

В настоящее время физически сохранились лишь моторные вагоны Т-57, четыре линейных вагона в Евпатории и один в Молочном, стоит в ангаре, движение в Молочном уже давно отсутствует. В Калининграде и Евпатории имеется также по одному служебному вагону данной модели. В бывшем СССР помимо Калининграда, Евпатории и Молочного, были также в Львове, Кишиневе, Николаеве, Пятигорске, Виннице, Лиепае, Ташкенте и Симферополе. Прицепной вагон модели В-57 в статусе музейного сохранен в Евпатории, работали в тех же городах, что и моторные вагоны Т-57, кроме Молочного. В списке присутствуют некоторые города, где трамвайное движение было ликвидировано еще в советские годы Кишинев (1888 - 1961, колея 1000 мм), Симферополь (1914 - 1970, колея 1000 мм). В Николаеве изначально колея была 1000 мм, перешивка велась в период 1952 - 1972 годов, аналогично было в Ташкенте, ширина колеи была 960 мм, перешивка велась в период 1938 - 1968 годов.

Трамвай Гота Т-57 в Виннице, ныне списан, август 2009 года, фото автора
Трамвай Гота Т-57 в Виннице, ныне списан, август 2009 года, фото автора
Трамвай Гота Т-57 в Симферополе, Севастопольская ул., 1966 год, фото Karl-Otto Friedemann
Трамвай Гота Т-57 в Симферополе, Севастопольская ул., 1966 год, фото Karl-Otto Friedemann
Трамвай Гота Т-57 в Кишиневе, вагон на фото с бортовым номером 26 закрывал трамвайное движение в городе, предположительно 1961 год, съемки после закрытия трамвайного движения, источник https://transphoto.org/photo/623464/?vid=182908, из коллекции Ивлева Г.Е
Трамвай Гота Т-57 в Кишиневе, вагон на фото с бортовым номером 26 закрывал трамвайное движение в городе, предположительно 1961 год, съемки после закрытия трамвайного движения, источник https://transphoto.org/photo/623464/?vid=182908, из коллекции Ивлева Г.Е

Модель Гота Т-59Е. Представлял собой односторонний моторный двухосный вагон образца 1959 года. К нему поставлялся двухосный безмоторный прицепной вагон модели В-59Е.

Моторные вагоны Т-59Е физически сохраняются в Молочном, Евпатории (служебный) и Львове (музейный). Работали в таких городах, как Молочное, Евпатория, Львов, Лиепая, Волгоград, Пятигорск, Саратов, Ульяновск, Калининград, Винница, Днепропетровск, Донецк, Житомир, Кривой Рог, Николаев, Таллин. Прицепные вагоны В-59Е работали во всех указанных городах, кроме системы в Молочном. Как видно из списка трамваи работали в системах как на колее 1000 мм, так и 1524 мм.

Трамвай Гота Т-59Е во Львове, август 2009 года, фото автора
Трамвай Гота Т-59Е во Львове, август 2009 года, фото автора
Трамвай Гота Т-59Е в Житомире, 1980 год, источник фото https://transphoto.org/photo/1059651/?vid=218829, из фондов ЖТТУ
Трамвай Гота Т-59Е в Житомире, 1980 год, источник фото https://transphoto.org/photo/1059651/?vid=218829, из фондов ЖТТУ
Трамвай Гота Т-59Е с прицепом В-59Е в Пятигорске, начало 1970-х годов, источник https://www.trampark.ru/trams/evolution/
Трамвай Гота Т-59Е с прицепом В-59Е в Пятигорске, начало 1970-х годов, источник https://www.trampark.ru/trams/evolution/

Модель Гота Т2-62. Представлял собой односторонний моторный двухосный вагон образца 1962 года. К нему поставлялся двухосный моторный прицепной вагон модели В2-62.

В наше время физически сохранился в бывшем СССР единственный вагон в городе Львов, который используется как служебный. Работали в таких городах как Таллин, Лиепая, Львов, Винница, Днепропетровск, Донецк, Житомир, Кривой Рог, Одесса, Волгоград, Волжский, Евпатория, Калининград, Молочное, Пятигорск, Ульяновск, Ярославль. Прицепные вагоны физически сохраняются во Львове (служебный) и Волжском (музейный, памятник). Работали во всех городах, где были моторные аналоги. Трамваи поставлялись как в узкоколейные, так и ширококолейные системы.

Трамвай Гота Т2-62 во Львове, август 2009 года, фото автора
Трамвай Гота Т2-62 во Львове, август 2009 года, фото автора
Поезд из вагонов Гота Т2-62+В2-62 в Одессе, площадь Октябрьской революции, 1963 год, фото из коллекции J. H. Price
Поезд из вагонов Гота Т2-62+В2-62 в Одессе, площадь Октябрьской революции, 1963 год, фото из коллекции J. H. Price
Поезд из вагонов Гота Т2-62+В2-62 в Евпатории, ул. Маяковского, 1970 год, источник https://transphoto.org/photo/450625/?vid=23538, из коллекции Владимира Сергеева
Поезд из вагонов Гота Т2-62+В2-62 в Евпатории, ул. Маяковского, 1970 год, источник https://transphoto.org/photo/450625/?vid=23538, из коллекции Владимира Сергеева
Поезд из вагонов Гота Т2-62+В2-62 в Волгограде,  1972 год, источник https://transphoto.org/photo/456391/?vid=86942, автор Bernd Arnold
Поезд из вагонов Гота Т2-62+В2-62 в Волгограде, 1972 год, источник https://transphoto.org/photo/456391/?vid=86942, автор Bernd Arnold

Модель Гота G4-61. Представляли собой трехсекционный сочлененный вагон. За основу при их создании были взяты одиночные вагоны. Просто немного обрубили зад первой секции и перед последней секции. Первая и вторая секция были двухосными и имели идентичную ходовую часть с одиночными вагонами. Средняя же секция была более короткой и при этом не имела колесных пар, а была подвешена между первой и последней секциями. В бывшем СССР работали только в Таллине и Львове. Физически сохранился вагон в музейном статусе в Таллине.

Трамвай Гота G4-61 во Львове, улица Русская, апрель 1972 года, фото Bernhard Studer
Трамвай Гота G4-61 во Львове, улица Русская, апрель 1972 года, фото Bernhard Studer

Более подробно об этих трамваях смотри материал:

Две комнаты с ванной — сочлененные немецкие трамваи в СССР

Самыми первыми же моделями от Готы были трамваи LOWA ЕТ-54 - двухосные односторонние моторные вагоны образца 1954 года с прицепными ЕВ-54. Физически ни одного вагона в бывшем СССР такого типа не сохранилось. Работали в городах с колеей 1000 мм - Таллине, Кишиневе, Ташкенте, Виннице, Львове, Николаеве, Калининграде, Пятигорске, Симферополе и даже в Выборге успели, где трамваи работали с 1912 по 1957 годы.

Трамвайный поезд из вагонов LOWA ЕТ-54+ЕВ-54 в Виннице, конец 50-х годов, фото https://pastvu.com/p/390752
Трамвайный поезд из вагонов LOWA ЕТ-54+ЕВ-54 в Виннице, конец 50-х годов, фото https://pastvu.com/p/390752
Трамвайный поезд из вагонов LOWA ЕТ-54+ЕВ-54 в Ташкенте, 08.1967 года, фото Henk Ontrop
Трамвайный поезд из вагонов LOWA ЕТ-54+ЕВ-54 в Ташкенте, 08.1967 года, фото Henk Ontrop
Сарай из вагона Гота в трамвайном депо Винницы, август 2009 года, фото автора
Сарай из вагона Гота в трамвайном депо Винницы, август 2009 года, фото автора

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Единственные советские трамваи, построенные по принципу две комнаты с ванной
Гибрид "Татры" Т-3 и Т-6В5 - такой вагон единственный на свете
Водоплавающие трамваи
-15

#трамваи #трамвай #транспорт #городской транспорт #общественный транспорт

#ссср #электротранспорт #пассажирский транспорт #подвижной состав #транспорт ссср