Полистал свои старые записи в Живом Журнале и оказалось, что первую заметку про норильские автовокзалы написал ещё в, теперь уже далёком, 2013 году! С тех пор некоторая информация по теме, естественно, потребовала определенного уточнения да и интересного фотоматериала добавилось.
Во второй половине 1950ых гг. после ликвидации Норильлага в Норильске начался новый этап развития городской инфраструктуры. Коснулось это и общественного транспорта. На замену грузовым автобудкам с печками-буржуйками внутри, в народе именуемым "воронки", а также импровизированным автобусным кузовам на шасси импортных грузовиков, а в помощь к немногочисленным автобусам ЗиС-154 и ЗиС-155 в конце 1950х пришли ЗиЛ(ЛиАЗ)-158, которых с начала 1970х начали сменять долгожители ЛиАЗ-677.
Центральным местом стоянки пассажирских автобусов в 1950-60ых гг. была Октябрьская площадь.
Ещё несколько фото Октябрьской площади со стоянкой автобусов Среди ЗиС-154 уже понемногу появляются новенькие ЗиЛ-158.
В 1970 было построено небольшое одноэтажное здание с адресом Ленинский проспекте д. 33. В левой части этого здания разместился магазин "Цветы". Сохранилось три уникальных черно-белых фото интерьера магазина!
...и одно цветное фото!
А вот в правой половине здания разместился собственно сам автовокзал, или, как его ещё называли, автостанция.
Есть летнее фото...
...и подборка зимних фото 1970х годов с красивой неоновой вывеской.
Автобусы перед автостанцией. Фото 1973 года.
Автовокзал на фото 1980 года.
Фото 1978 года. Студенты-стройотрядовцы ждут автобус на "Надежду".
К сожалению, стоянка автобусов располагалась сразу за ним во дворе обычных жилых домов. От жильцов прилегающих домов поступали постоянные жалобы, что форточку нельзя открыть то из-за выхлопных газов - зимой двигатели не глушили, то из-за шума постоянно работающих двигателей. Фото 1975 года.
Водители-заказники Надеждинской колонны в ожидании времени отправления во дворе Автовокзала на Ленинском проспекте, 1975 год.
Вскоре автовокзал перенесли на новое место, а его бывшие помещения переехал магазин "Сувениры". Какими сувенирами торговал этот магазин я уже недавно писал в отдельной заметке Норильские сувениры в этностиле.
На этой схеме 1982 года автовокзал все ещё обозначен по старому адресу.
Время шло, количество маршрутов и автобусов увеличивалось, маленький автовокзальчик, зажатый на тесной площадке в центре городской застройки, перестал удовлетворять текущим требованиям. Пока выбирали место и проект для нового автовокзала, на улице Нансена, рядом со старым кладбищем, в начале 1980ых отсыпали площадку под стоянку автобусов и построили временное одноэтажное здание из профлиста с островерхой крышей, которое эксплуатировалось двадцать с лишним лет.
Как ни странно, поначалу возникли трудности с хорошими фото этого островерхого автовокзальчика.
Фото 1985 года. Автор Николай Фомин.
Фото 1987 года. Автор Николай Фомин.
Слева строят здание нового рынка.
Но неожиданно помогли соцсети.
Только, в 1995 г. фирма "Нортех" начала строительство нового современного трёхэтажного автовокзала. На фото заметен старый автовокзал перед строящимся новым - сравните их размеры! Слева видно кусочек старого кладбища.
По первоначальному проекту это должен был быть авто-аэровокзал. То есть на нем должна была осуществляться регистрация и отправка авиапассажиров в Алыкель. Соответственно, авиапассажир сначала приезжал на вокзал, сдавал багаж, регистрировался на авиарейс, садился в автобус и выезжал из Норильска прямо к самолету, а трехэтажным он был спроектирован и потому, что в нём планировалась гостиница на 36 номеров, в которой можно было бы дожидаться отправки в случае погодных условий. Заказчиком строительства был город и строился он на муниципальные деньги.
В 1996 г. финансирование стройки прекратилось. Стройка затянулась на восемь с лишним лет с угрозой остаться неоконченной. Временный автовокзал и недостроенный новый соседствовали несколько лет.
Фото 1996 года. Автор Николай Фомин.
В 2000 году на объект снова вернулись строители. Редкое фото старого и, почти уже достроенного, нового автовокзала (осень 2003 г.)
Наконец, в январе 2004 года фирма «Биро–71» сдала в эксплуатацию трехэтажный автовокзал с фонтаном по адресу улица Нансена, дом 69. Автор фото storm_188
Однако на этом злоключения автовокзала не закончились - с ним пришлось совершить небольшой административно-юридический фокус:
"Валерий ЦЫБУЛЬСКИЙ, заместитель начальника управления городского хозяйства по транспорту и дорожной деятельности, пояснил, что на любых вокзалах, будь то железнодорожный, речной или автовокзал, должны размещаться камера хранения, медпункт, линейный отдел полиции, комната матери и ребенка и другие специальные помещения, которых в норильских автовокзалах нет.
— Инспектирующие федеральные органы при виде вывески «Автовокзал» задаются вопросом: все ли требования, предъявляемые к этим объектам, соблюдаются, — сообщил Валерий Цыбульский. — Для того чтобы не было нареканий, администрация решила привести названия сооружений в соответствие с их функциями. Таким образом, автовокзал в Норильске будет называться административно–деловым центром, в Кайеркане появится административно–бытовой комплекс, а на здании талнахского автовокзала горожане увидят вывеску «Торговый центр»".
Норильский автовокзал был не единственным. В 1973 в Талнахе открылся автовокзал, но не простой, а смешанный авто- железнодорожный и это неслучайно - в 1960-70-ых гг. существовало пассажирское железнодорожное сообщение между Норильском и Талнахом. Его осуществляли тепловозы с прицепленными секциями электропоездов Ср-3. На фото ж/д перрон справа.
Ещё два фото талнахского автовокзала первой половины 1980х годов
Площадь перед талнахским автовокзалом. Фото 15.08.1979, автор Маловичко В.В.
В Кайеркане свой автовокзал появился в 1983 году. Это фото - единственное, которое удалось найти...
В качестве бонуса выкладываю два фото автопарка автобусов НПОПАТ.
1960ые...
...и начало 1980ых!
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год