- Договориться о мире? Послушайте, мы не можем заключать с ними мир! Как можем мы забыть свое достоинство? Все, кто унизил императрицу, должны быть наказаны и казнены!
- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 171
Хастинапур
После того, как царь Дхритараштра отменил свой приказ о выдворении царя Гандхара из Хастинапура, Шакуни сам предложил отправить к Пандавам гонца с целью мирных переговоров.
Более того, Шакуни настаивал, чтобы этим гонцом выступил главный министр Видура, ведь сыновья Панду уважают и почитают его, а значит, прислушаются…
Все сочли это предложение разумным, и Видура собрался в путь, однако Великого Бхишму терзали сомнения относительно истинных мотивов царя Шакуни.
- Я не верю в искренность царя Гандхара, - сказал Владыка, провожая Видуру, - и не могу понять, как он заставил Дурьодхану отказаться от войны… Наверняка он опять строит какие-то козни…
- Все хитроумные планы Шакуни неизбежно провалятся, дядя, - ответил министр, - ведь Пандавов поддерживает Васудева Кришна. Обладая поразительной мудростью, он сможет разгадать любой коварный план.
С этими словами министр Видура поднялся на колесницу и отправился в царство Матсья.
*****
А в это время царь Шакуни объяснял племяннику:
- До начала войны мне надо устранить те препятствия, что лежат на твоем пути, мой мальчик. На нашей стороне великие воины: Гуру Дрона, Карна и, конечно, непобедимый Бхишма, но… все они уважают и почитают Кришну!
Принц Дурьодхана начинал понимать, куда клонит Шакуни.
- У вас есть план, дядя? – прищурившись, спросил он.
План действительно был готов, как всегда – дерзкий и коварный. Шакуни все рассчитал. Получив предложение о мире, Пандавам придется послать кого-то в Хастинапур на переговоры. И, скорее всего, это будет Васудева Кришна.
И здесь, в зале собраний Хастинапура, Шакуни замыслил новое злодеяние – пленить Васудеву…
Царство Матсья
Во дворце царя Вираты проходила свадебная церемония. Три больших династии объединил этот союз – Ядавов, Пандавов и Матсья.
Лица всех присутствующих, ставших теперь родственниками, светились радостью, они благословляли молодых, желая им различных благ. И только императрица Драупади выглядела растерянной и печальной.
Когда молодожены подошли к ней, Абхиманью произнес:
- Благословите меня, мама, чтобы я служил вам до конца жизни!
С трудом сдерживая слезы, Драупади дрожащей рукой коснулась лица юноши:
- Благословляю тебя… Я благословляю тебя…
Голос не слушался и срывался, все вокруг замерли, ожидая окончания фразы. И вдруг в полной тишине раздались слова:
- Благословите его на долгую жизнь, императрица!
Все повернули головы. У входа стоял главный министр Видура в сопровождении Санджаи, доверенного советника царя Дхритараштры. А позади них – множество слуг с дарами для молодых.
- Благословение на долгую жизнь естественно в мирное время, - продолжил Видура, - но во время войны… это подарит надежду…
*****
После свадебной церемонии мужчины собрались на переговоры.
- Прежде чем ввергать весь арийский мир в войну, вы должны тщательно обдумать последствия, - начал советник, обращаясь к Пандавам, - об этом махарадж просит вас…
- Война уже началась, уважаемый Санджая, - ответил Арджуна, - в тот день, когда Панчали силой приволокли на царское собрание! Императрицу пытались раздеть не где-нибудь, а во дворце Хастинапура! Наш долг – вернуть веру в справедливость всех женщин мира.
Посланники Хастинапура стояли, опустив глаза. И все же, они прибыли сюда договариваться о мире.
- Я понимаю ваш гнев, - сказал министр Видура, - но эта война будет иметь ужасные последствия. В стране погибнут все молодые и сильные, останутся лишь старики, которых некому будет поддерживать, и дети, которых некому будет воспитывать… Жизнь в этом мире будет отравлена рыданиями вдов…
Со своего места поднялся император Юдхиштхира:
- Когда страной правят негодяи, у молодых людей нет будущего, - сказал он, - у наших детей тоже не будет будущего, честь женщин будет поругана… Покаяние, Дхарма, традиции и обряды будут забыты…
Что бы ни принесла нам эта война, я убежден – это меньшее зло, чем преступная власть.
Министр Видура тяжело вздохнул и произнес менее официальным тоном, обращаясь к Пандавам, скорее, как к племянникам, чем к принцам:
- Можно попытаться восстановить Дхарму без войны, дети мои. Царь Дхритараштра очень обеспокоен угрозой надвигающейся войны. Предложите ему свои условия – он согласится на все, чтобы жить в мире.
Долг царя попытаться все решить мирным путем, дайте же Бхарате этот шанс…
*****
Пандавы нашли свою супругу в саду. Она задумчиво стояла в том самом месте, где Кришна рассказал ей о предстоящих потерях. Похоже, императрица тоже принимала сейчас какое-то решение…
- Так что вы решили? – спросила она, не оборачиваясь.
- Панчали, сохранить мир и предотвратить войну – таков долг царя, - ответил Юдхиштхира, - и мы должны исполнить его. Мы попросили Васудеву поехать в Хастинапур, чтобы договориться о мире…
В голове Драупади зазвучали слова Кришны, произнесенные недавно тут же, в саду:
«Эта война ради всего общества. Вы должны сражаться, чтобы уничтожить беззаконие и восстановить Дхарму! Но для тебя эта война – не долг, а личный выбор, клятва, принесенная ради всеобщего блага».
Затем она вспомнила ночь перед свадьбой Абхиманью, когда Кришна сказал:
«Сейчас вы оказались в такой ситуации, когда всему роду царя Панду придется пожертвовать собой или подчиниться беззаконию, которое творят сыновья царя Дхритараштры…»
Драупади решительным жестом вытерла слезы и повернулась, наконец, к мужьям:
- Договориться о мире? Послушайте, мы не можем заключать с ними мир! Как можем мы забыть свое достоинство? Все, кто унизил императрицу, должны быть наказаны и казнены!
Это не война, а восстановление справедливости. Это наше восстание! А восстание не начинают с предложения мира!
Где сейчас Говинда? – вдруг спохватилась она.
*****
Белая колесница Кришны уже выезжала из дворца, когда императрица преградила ей путь.
- Говинда! Я обдумала ваши слова, я укрепила свое сердце готовностью принять всю боль… И вот теперь, когда я решилась на эту жертву, вы собираетесь выступить против войны?
Кришна сошел с колесницы и произнес:
- Мы должны попытаться заключить мирное соглашение, Панчали. Сыновья Панду приняли это решение.
- Разве они имеют на это право, Говинда? Это меня оскорбили на царском собрании, и теперь моим сыновьям придется пожинать плоды этого унижения! Поэтому, право требовать справедливости есть только у меня, разве не так, Говинда?
Кришна вздохнул. Взгляд его был печален.
- Конечно, - сказал он, - и справедливость восторжествует, Панчали. Я даю тебе слово.
- Но как, Говинда? – воскликнула Драупади, - Ведь вы едете заключать мир…
Кришна улыбнулся, но глаза его оставались печальными:
- Верь не только в меня, но и в упрямство Дурьодханы, Панчали… Война обязательно будет…
Хастинапур
Вся царская семья встречала Кришну при входе во дворец. После обмена приветствиями принц Дурьодхана произнес:
- Мы рады вам! В моем дворце для вас приготовлены покои. Также будет пир в вашу честь, Васудева.
Однако, Кришна отказался от приглашения:
- Нет, наследный принц, я приехал обсудить условия мира, а не гостить у вас. Я остановлюсь у главного министра Видуры. Встретимся завтра на царском собрании.
Такой ответ задел самолюбие принца Дурьодханы, и он пытался скрыть это за маской доброжелательности, что не особо ему удавалось. Царя Шакуни отказ встревожил, и он обратился к Кришне с подобострастной улыбочкой:
- Разве вы не доверяете нам, Васудева?
- Если бы речь шла о доверии, дядя, вы бы просто спросили у меня совета, - ответил Кришна, - вместо переговоров…
И, поклонившись всей царской семье, Васудева Кришна удалился в сопровождении министра Видуры и царицы Кунти.
<< Глава 170 | Глава 172 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ
#махабхарата #махабхарата сериал #рассказы