Найти тему

Учиться надо в одиночку!?

Оглавление
Массовое мероприятие в одной из школ (фотография взята из Интернета)
Массовое мероприятие в одной из школ (фотография взята из Интернета)

Когда я пытаюсь собрать группы школьников для развивающих курсов (например, "Грамотное письмо", "Я умею читать", "Учимся решать задачи" и т.д.), родители мягко отказываются. "Мы хотим индивидуальные занятия", - говорят они.

Даже небольшим группам (до 4-х человек) родители предпочитают обучение один на один: ребёнок + учитель.

У меня также есть семейные классы. Они возникли с целью помочь в учёбе тем детям (и их родителям, конечно), которые перешли на семейную форму обучения.

Однако, родители хотят видеть в таких классах альтернативу школьным классам. Поэтому первый вопрос, который они задают, звучит так: "А сколько детей будет в классе?"

У меня классы маленькие - до 4-х человек. Я считаю, что для качественного обучения это потолок. При таком количестве действительно можно индивидуально подойти к каждому ребёнку. Повышается работоспособность детей, увеличивается время для опроса каждого ребёнка и оперативной помощи им. Как следствие, повышается уровень знаний и развития детей.

Я всё это объясняю родителям. А они в ответ: "Ой, как мало народу в классе. А мой ребёнок такой общительный. Ему важно, чтобы вокруг было много детей".

Я спрашиваю: "Зачем?"

А и правда, насколько важна массовость в обучении? Или, может, лучше учиться в одиночку?

Мнение родителей

Родители считают, что школа помогает в социализации ребёнка. В школе ребёнок учится общаться со сверстниками, со взрослыми людьми. Учится жить в коллективе. Эти навыки очень пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Теперь про учёбу. В любой школе все дети учатся по-разному. Кто-то лучше, кто-то хуже. Ребёнок видит, что к тем детям, которые учатся хорошо, учителя относятся лучше, чем к остальным ученикам. Они их больше хвалят, иногда делают поблажки. У "отличников" и "хорошистов" всегда много друзей.

Каждому хочется, чтобы его похвалили, чтобы с ним дружили. Это сильный стимул для того, чтобы стараться хорошо учиться.

Да и когда много народу, учиться веселее и легче.

Мнение учителей

Для педагогов важнее дать ребёнку знания, чем научить его каким-то социальным навыкам. Поэтому учителя считают, что чем меньше народу в классе, тем лучше:

  • легче объяснить материал
  • есть возможность более часто опрашивать детей и более качественно оценить их знания
  • можно оказать помощь на уроке большему количеству учеников
  • легче поддерживать дисциплину на уроке и контролировать общение детей в коллективе.

Мнение детей

А вот мнения детей неоднозначные.

Одни считают, что большое количество учеников в классе не помеха. Наоборот. При таком раскладе есть большая вероятность, что тебя не так часто будут спрашивать на уроке, вызывать к доске. Значит, можно не всегда учить дома уроки. А перед уроком у кого-то списать домашку (как и контрольную на уроке).

Другим детям очень не нравится, что на уроке бывает шумно, когда много народу. Из-за этого они не всегда могут услышать, что говорит учитель. От шума и криков болит голова.

Но с другой стороны, чувствуешь эйфорию, если получил пятёрку или обогнал своего товарища по количеству хороших оценок в четверти.

Моё мнение

Я уверена, что учиться надо в одиночку! Поясню, почему.

"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"

Учёба - это не развлечение. Это огромный и порой нелёгкий труд. Песня - она, ведь, только строить и жить помогает. А вот в учёбе песни и танцы не помощники.

Сейчас урок в школе напоминает некое театральное представление, которое строится по определённому сценарию. Учитель - художественный руководитель, а ученики - это актёры, которые не учатся, а играют в учёбу. К тому же сценарий урока не всегда нравится ученикам.

Учёба не должна быть игрой. Учёба - это работа. И, как любая работа, она несомненно будет продуктивней, если её делать с хорошим настроением. Создать такое настроение можно с помощью разных учебных инструментов. Например, подобрать интересные задания. Создать мотивацию успеха. Поощрить за хорошую работу (а не просто за результат!).

А весёлые разговоры во время урока с соседом по парте или спортивно-массовое мероприятие после уроков, может, и поднимают настроение, но с обучением никак не связаны.

"Соревновательность - это сила"

Эту мысль нам внушали очень долго.

Да, желание быть похожим на какого-то, кто знает и умеет больше, чем ты, придаёт силы. Но не надолго. Вот, например, "двоечник" Федя очень хочет быть таким же умным, как "отличник" Саша. Но одного желания мало. Надо ведь трудиться. Федя пытается, но результат не приходит быстро. И у Феди опускаются руки, мотивация падает.

Если бы рядом с Федей учились бы дети с таким же уровнем развития или ниже, ситуация была бы не лучше. Сравнивая себя со своими товарищами, Федя пришёл бы к выводу, что стараться необязательно. Ведь рядом есть ребята, которые учатся хуже его. А он не хуже остальных.

А вот если бы Федя соревновался не с Сашей, а с самим собой, была бы совсем другая картина. Видя свои успехи, пусть незначительные, Федя был бы готов идти дальше, становясь более трудолюбивым, более внимательным, более умным. Самооценка Феди растёт, уверенность в своих силах растёт, результаты тоже растут!

Школа - это возможность научиться жить в социуме

А что кроме школы нигде больше нельзя завести друзей? Или только в школе можно научиться правильно общаться с людьми? И, наверно, кроме учителей, никто больше не знает правила поведения в обществе.

Школа - это храм науки. Школа - это место, где узнают новые знания, приобретают новые умения, осваивают новые навыки.

Когда ты сидишь и ждёшь, что учитель тебе скажет, что и как делать, - это не учёба.

Когда при групповой работе один человек за всех выполняет задание, - это не учёба.

Когда ты готов списать домашку или контрольную ради хорошей оценки и похвалы учителя - это не учёба.

Когда ты нервничаешь, что сделаешь ошибку при ответе в классе и все будут смеяться, - это не учёба.

Когда все хором говорят ответы в примерах, а ты, как эхо, повторяешь за ними, - это не учёба.

Учёба - это работа над собой, соревнование с самим собой в желании стать лучшей копией себя. Учёба - это самостоятельный поиск решения задачи с опорой на свои, а не чужие знания. Учёба - это гордость за свои знания и за свой труд, а не за оценку на уроке.

А что вы думаете по этому поводу? Нужна ли массовость в обучении? Или всё же учиться надо в одиночку?