Германия XVII века была почти совершенно сухопутной страной. Однако в истории Бранденбурга есть курьёзный эпизод — попытка при помощи микроскопического флота обзавестись заморскими колониями.
В середине столетия Бранденбург оказался в странном положении. Только что отгремела опустошительная Тридцатилетняя война. Княжество завершило её победой, насколько вообще можно говорить о победе в этой резне, но теперь курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм оказался во главе крупной (по германским меркам) и жестоко разорённой страны.
Он унаследовал престол совсем молодым человеком и был вынужден расхлёбывать кашу, заваренную совершенно другими людьми. На новом посту Фридрих Вильгельм мучительно искал способы восстановить подорванную войной экономику. Вскоре он нашёл, как ему казалось, неплохое решение.
Для германских княжеств попытки заполучить владения на иных континентах были делом не новым, но до сих пор они не кончались ничем хорошим. Например, в 1528 году банкирский дом Вельзеров из Аугсбурга приобрёл Венесуэлу. Это произошло после того, как император Священной Римской империи Карл V не смог рассчитаться по кредиту. В качестве компенсации монарх передал банкирам право управлять заокеанской колонией, добывать драгоценные металлы, беспошлинно торговать с Испанией — словом, для аугсбургского банка Венесуэла была теоретически отличным приобретением. Однако Вельзеры полностью провалились в качестве правителей американского владения. Нельзя сказать, что они не делали вовсе ничего. Так, именно немецкий губернатор Амброзиус Эингер возвёл Коро и Маракайбо (изначально Ной-Аугсбург и Ной-Нюрнберг).
Однако вскоре наместники Вельзеров испортили отношения и с местными племенами индейцев, и с европейскими колонистами. Они обнаружили, что наибольшую прибыль приносит работорговля, и занялись этим малопочтенным бизнесом со всем рвением. Вдобавок губернаторы притесняли и местных испанских колонистов. Строительством они быстро начали пренебрегать, зато тратили деньги на бесплодные проекты типа поисков Эльдорадо. Дело кончилось расторжением договора между императором и Вельзерами после 18 лет господства аугсбуржцев в Венесуэле.
Другая попытка немцев утвердиться в Америке связана с именем графа Ханау. Он купил довольно крупное владение в нынешнем Суринаме, но история этой колонии оказалась ещё более короткой и бесславной: в маленьком Ханау просто не нашлось желающих ехать за океан, а у графа не хватило денег для застройки и заселения Нового Света. Так что перед глазами Фридриха Вильгельма Бранденбургского были примеры предшественников, не навевавшие оптимизма.
Однако правитель Бранденбурга взялся за дело с огромным энтузиазмом. По итогам Тридцатилетней войны он получил приморскую Заднюю Померанию и теперь собирался воспользоваться ею для создания полноценного флота. В конце концов, положительный образец перед глазами Фридриха Вильгельма тоже имелся.
В Голландии он не только изучал изящную словесность, но и внимательно следил за её колониальной политикой. Теперь собирался повторить успех. Собственно, основателем бранденбургского флота стал именно уроженец Нидерландов. Беньямин Рауле происходил из Фландрии и был известным и богатым судовладельцем. Сам Рауле всячески убеждал своего патрона в необходимости создания флота. Подряд предприимчивый фландрский арматор получил в 1676 году. Надо сказать, Рауле активно выдавал желаемое за действительное и сильно приуменьшил трудности создания флота и колоний.
Фридрих Вильгельм всё равно прекрасно понимал, что создать с нуля флот, аналогичный голландскому, — это утопия. Однако он продемонстрировал прекраснодушие, достойное современных стартаперов. Когда флот ещё только предстояло создать, правитель Бранденбурга обратился к Людовику XIV с предложением поставок товаров бранденбуржцами во французские колонии в Карибском море. Немцы даже хотели получить монополию на эти перевозки. Разумеется, Людовик встретил эти предложения без малейшего энтузиазма. Однако бранденбуржцы не унимались.
Рауле продолжал обрабатывать курфюрста, уверяя, что для создания колоний достаточно послать несколько фрегатов с голландскими офицерами под бранденбургским флагом. Сказано — сделано. В Эмдене на севере Германии учредили Бранденбургско-Африканскую компанию с задачей открытия новых земель и устройства торговых постов на побережье Чёрного континента.
Фридрих Вильгельм понимал, что ни с одной по-настоящему морской державой он не может соперничать, а потому велел тщательно избегать пересечения с конкурентами и не вести никаких операций в спорных районах. Среди всех колониальных товаров бранденбуржцев интересовал, естественно, самый прибыльный — рабы. Благо в Африке бойкую торговлю живыми людьми вели местные же вожди, так что морякам не ставилось задачи лично ловить несчастных негров в джунглях. Достаточно было найти царьков, которые сделают это самостоятельно и доставят товар на берег уже связанным. К этому моменту Бранденбург уже имел небольшой флот в четыре десятка вымпелов, так что у немцев было кого и что послать к далёким берегам.
Финансовую сторону вопроса взял на себя Рауле, Бранденбург обеспечивал политическое прикрытие. В 1681 году предприятие стартовало.
Весной 1681 года на Золотом Берегу (нынешняя Гана) появились немецкие корабли. Германцы договорились с местными вождями о создании фактории. Те встретили пришельцев с распростёртыми объятиями: во внутренних областях Африки захватывалось множество рабов, любым новым торговцам царьки побережья были только рады.
На будущий год туда прибыли уже два небольших фрегата, которые помимо экипажей везли полсотни солдат и офицеров для строительства фортеции. Возглавлял путешественников майор Отто Фридрих фон дер Грёбен. К тому моменту он уже успел поездить по свету. Грёбен служил в Италии, на Мальте, побывал в Египте, Палестине, на Кипре, послужил испанскому королю. Майор сошёл на африканскую землю торжественно, благо из Германии он привёз помимо солдат ещё и двоих музыкантов. Вождей окрестных племён собрали и торжественно приняли под покровительство Бранденбурга. На берегу возвели крепость, которую, не мудрствуя лукаво, назвали в честь курфюрста — Гросс-Фридрихсбург. Из Бранденбурга вскоре привезли ещё одну партию солдат, на месте навербовали воинов-аборигенов, так что вскоре на побережье возвели ещё два форта.
Служба на Золотом Берегу была, конечно, не синекурой. Люди массово болели: к климату и местным инфекциям немцы не привыкли. Тропическая лихорадка в какой-то момент вдвое сократила население колонии. Тем не менее крепостцы возводились ударными темпами — из камня, с бастионами и пушками. Завязалась торговля рабами, слоновой костью и золотым песком. Правда, колониальная идиллия осложнялась стычками с голландцами. Те рассматривали Золотой Берег как свою вотчину, и один из первых пришедших в Африку кораблей уплыл уже под голландским флагом. Тем не менее колония застраивалась, а из привезённого в Германию золота отчеканили медали с профилем Фридриха Вильгельма и надписью: "По воле Бога и при поддержке Его Высочества курфюрста Бранденбурга".
Бранденбуржцы не оставляли попыток прощупать и другие перспективные направления. Ещё одну факторию возвели на берегу Того, а на островке у берегов Мавритании немцы восстановили покинутое португальское укрепление. Рабов сбывали в основном в Карибском бассейне, поэтому Бранденбург нуждался в форпостах и там. Однако на Карибах найти свободные углы было куда труднее, чем в Африке. Здесь правили бал великие державы.
Однако курфюрст нашёл своеобразный выход. Восточнее Пуэрто-Рико имелся маленький остров Сент-Томас, принадлежавший… Дании. Датчане, которым особой пользы от этого владения не было, охотно уступили часть островка Бранденбургу в аренду. Правда, позднее коварные немцы арендованную колонию просто присвоили. Словом, Фридрих Вильгельм расширял сферу владений, колонии уже приносили вполне приличный доход.
Бранденбург перевёз в Вест-Индию около 24 тысяч рабов, что пустяк по меркам Испании или Голландии, но для небольшого и небогатого княжества это была вполне масштабная торговля. Что касается этической стороны дела, то деньги, с точки зрения Фридриха Вильгельма, не пахли, да и моральные нормы в XVII веке серьёзно отличались от нынешних.
Однако бранденбургские колонии существовали не столько благодаря могуществу строившей их державы (30–40 кораблей всех рангов — смешной флот с точки зрения любой крупной страны), сколько из-за отсутствия серьёзных помех для дел других государств. В море хватало и более крупных хищников.
В итоге колониальную империю Бранденбурга легко и быстро срезали на взлёте. Англичане и голландцы блокировали Северное море, а в тропических водах расплодились пираты. Бранденбургские купцы были для них лёгкой добычей: немцы не могли, как англичане, посылать сотни и тысячи небольших патрульных боевых кораблей для борьбы с морским разбоем. К концу XVII столетия колонии начали хиреть. Тем не менее Бранденбург, уже превратившийся в Пруссию, продолжал ими владеть. Правда, на рубеже столетий немцев уже больше заботил вопрос о поиске покупателей на колонии: Африканская компания вконец разорилась.
В 1717 году Гросс-Фридрихсбург за пустячную сумму продали голландцам. Правда, для тех этот форт не представлял особого интереса, крепость постепенно пустела, пока не была полностью заброшена. Вдобавок голландцам пришлось отнимать фортецию у местного вождя, очень серьёзно воспринявшего свою клятву на верность Бранденбургу. Тот отбивался много месяцев в старой крепости и в конце концов благополучно ушёл в джунгли, патриотично унеся с собой флаг Бранденбурга.
Отто фон дер Грёбен, основатель первой бранденбургской колонии в Африке, пережил собственное детище, имел жизнь, полную приключений, и умер уже в 1728 году в своём поместье в чине прусского генерал-лейтенанта.
Фридрих Вильгельм правил долго и успешно и стал основателем Прусского государства в его привычном миру виде. Беньямин Рауле был после смерти своего покровителя-курфюрста обвинён в махинациях и заключён в тюрьму Шпандау. Он умер на свободе, но потерял всё состояние. А развалины немецких укреплений остались стоять, и до сих пор их можно видеть на побережье Африки.