Найти тему

Как глоток чистой воды. Художник Алексей Михайлович Грицай и его неприметные, простые, но очень близкие сердцу картины.

Имя художника Алексея Михайловича Грицай мало кому знакомо.... Но этот художник мог изобразить самые простые, самые незамысловатые и обыденные сюжеты так, что при взгляде на картины сердце начинало биться чаще.... Многие могут почувствовать запах весенних цветов, горячий степной воздух и дыхание прохладной осени. Им были созданы потрясающие художественные шедевры. В его этих картинах удивительным образом сочетаются благородство и простота.

"Дождливый день золотой осени". Холст, масло. 59х69,5. 1983 год
"Дождливый день золотой осени". Холст, масло. 59х69,5. 1983 год

Очень хочется узнать побольше из биографии этого художника. Он родился в 1914 году в Петрограде. В его семье не было художников, как и представителей творческих профессий. Его отец, как и заслуживший личное дворянство дед преподавал математику в училище. Он попробует получить математичекую специльность, но ничего не получилось. Судьба готовила его к другому занятию, которое станет подлинным его призванием. Он станет художником.

-2

Он любил рисовать с самого раннего детства. В школе он с легкостью копировал фотографию или репродукцию в учебнике, чем заслужил уважение у учителей - те постоянно заказывали ему портреты известных писателей и ученых для учебных классов. Затем он поступил в Всероссийскую академию художеств. Здесь он писал в основном пейзажи. Его пейзажи нравились и коллегам и зрителям. Они задевали именно своей простотой и естественностью. Грицай никогда не писал слишком яркие закаты или рассветы. Он, напротив, выбирал самые неприметные, простые природные уголки и показывал всю красоту этих мест. Но в период обучения художника готовили совершенно к другим работам - к монументальным, основательным, тщательно продуманным и выстроенным технически.

Апрельские сумерки. 1972-1981
Апрельские сумерки. 1972-1981

Затем была война. Он ушел на фронт. Но даже во время войны он делал наброски, рисунки, небольшие этюды. В середине 40-х годов картины художника впервые увидела публика.

"Весна". Холст, масло. 1949 год
"Весна". Холст, масло. 1949 год

Позже он стал писать более быстрые, эмоциональны этюды, без прорисовки деталей. Картины стали немного размытыми, это придавало им особую изысканность. Он полность растворялся в природе, изображал самые укромные уголки природы, на которые мало кто обращал внимание. И делал он это блестяще!

Солнечный день
Солнечный день
Осень
Осень
Подснежники. Осинник. 1954
Подснежники. Осинник. 1954

Посмотрите на картину "Подснежники. Осинник" 1957 года. Эта работа стала обладателем бронзовой награды на Международной выставке в Брюсселе:

Подснежники. Осинник. 1957
Подснежники. Осинник. 1957
"На веранде". Холст, масло. 65х60. 1958 год
"На веранде". Холст, масло. 65х60. 1958 год
Весна. 1981
Весна. 1981
Ледоход. 1976-83
Ледоход. 1976-83
"Осеннее утро". Холст, масло. 72х94. 1962 год
"Осеннее утро". Холст, масло. 72х94. 1962 год

Особое настроение создают его картины, посвященные весне. На них - подтаивший снег, ручьи, пробуждение природы, цветущие деревья... Все картины художника гармоничны, легки и свободны. Но это только так кажется. Над многими из картин художник трудился несколько лет. Картину "Пора весны" художник писал около 6 лет. В ней мало деталей, конкретики, но в в ней прекрасно раскрыт образ весенней природы во всех ее проявлениях. Невероятный труд:

Алексей Грицай. «Пора весны» 1959
Алексей Грицай. «Пора весны» 1959
"Весна. Большая вода на Оке". Холст, масло. 1970 год
"Весна. Большая вода на Оке". Холст, масло. 1970 год
Время песен жаворонка. 1982
Время песен жаворонка. 1982
"Летний день. Рожь цветет". Холст, масло. 1991 год
"Летний день. Рожь цветет". Холст, масло. 1991 год
Майский день. Ручей. 1992
Майский день. Ручей. 1992

«Когда начинаешь писать, — говорил Алексей Михайлович, — то самое хорошее ощущение бывает перед чистым холстом. Каждый раз думаешь: вот тут-то и воплотятся лучшие мечты и замыслы...» И это у него получалось! Картины художника просто завораживают. Он так легко сочетал простоту и невероятное изящество. В эти картины влюбляешься с первого взгляда. После их просмотра остается особое настроение, в них есть особая пленительность, глубина. Он - настоящая икона пейзажа и мастер весны.

Надеюсь, Вам понравились картины этого художника и эта публикация. Ставьте лайк, подписывайтесь. Ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Открывайте искусство! Ваш Алекс Маком.

Ученик Шишкина - художник Андрей Шильдер. Почему мы так мало знаем о нем?
Как вернуться к живописи спустя 25 лет... Невероятно красивые, ослепительные акварели художника Николая Солодова.
Мир ювелирного волшебства на выставке "Эмоции. Магия" Ильгиза Фазулзянова на ВДНХ.