В романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» есть эпизод:
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
- Дядя, - весело кричал он, - дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал:
- Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспечность своих претензий и отстал...»
Полагаю, в молодом человеке лет двадцати восьми все узнали главного героя произведения — Остапа Бендера. В фильме Леонида Гайдая 1971 года эту роль блестяще сыграл грузинский актёр Арчил Гомиашвили. Роль беспризорного досталась юному жителю Рыбинска Саше Лапшину. Кинематографисты заметили его среди толпы зевак, привлекал его озорной веснушчатый вид. Ведь именно в Рыбинске снимался данный и многие другие эпизоды картины, связанные со Старгородом и не только. Многие жители в качестве массовки принимали участие в фильме. Увековечить память о тех событиях рыбинцы решили монументальными средствами. Была изготовлена скульптурная композиция, и место для её установки нашлось подходящее, то самое, где «в половине двенадцатого с севера-запада, со стороны...».
Улица, мощеная булыжником, по которой в фильме Остап входил в Старгород, -это Стоялая улица Рыбинска. В советское время она называлась Пролетарской. Конечно, за пятьдесят лет она сильно изменилась, здесь успела даже вырасти еловая аллея, которую в кадре мы не наблюдаем. Появился также асфальт, но часть булыжной мостовой сохранилась.
Что до деревни Чмаровки, то ей как-то не повезло. Географически она должна быть где-то рядом, со спины главного героя, но там находится набережная Волги. Впрочем, у кинематографистов и не такие происходят превращения. Главное в их деле — это ракурс. А он получился удачным во всех отношениях. Как и скульптурные изображения Остапа и беспризорного. В том заслуга скульптора Александра Прохорова.
Кажется, ещё мгновение, и персонажи сойдут со своих мест. Один, грызя яблоко, побежит куда-то добывать свои десять копеек. Другой, создав концессию, станет разыскивать двенадцать гамбсовских стульев, в одном из которых были спрятаны брильянты на семьдесят тысяч. И как здесь не вспомнить сакраментальную фразу:
"Лёд тронулся, господа присяжные заседатели. Командовать парадом буду я!"
Рыбинск, сентябрь 2022 года