К сожалению, чаще доводится видеть совершенно иные принципы работы. Причём далеко не всегда проблемы и конфликты возникают, когда подчинённый верующий, а начальник – нет. Много перекосов и в противоположной ситуации.
«Сделаю верующими всех, независимо от желания»: Например, бывает, что религиозные люди открывают свой бизнес и требуют от подчинённых ходить в храм, праздновать православные праздники, делать добрые дела, причём контролируют всё это! Знаю случай, когда православный начальник фирмы игнорировал все государственные праздники, позволяя выходные лишь в двунадесятые – при том, что набрал коллектив нерелигиозных людей. Его работники часто отдыхали в будние дни, которые проводили в одиночестве, без семьи. Конечно же, такие традиции приводили к конфликтам и непониманию, никак не способствуя укреплению нормальных отношений с начальством. Молчу о том, какое отношение к христианству они формировали… Ещё бывает, что верующие работодатели заставляют ходить в какой-то определённый храм – например, на территории предприятия. Это тоже очень плохо. Веру нельзя насаждать насильно. Это, скорее, прививка от встречи с Христом на многие годы, если не всю жизнь. Такой человек не услышит стук Спасителя в своё сердце, потому что не подпустит Его к себе, более того: возведёт на пути к сердцу стены, выроет рвы и закроет двери на самые большие замки.
«Мне можно, а вам нет»: Есть верующие работодатели, которые поступают с точностью до наоборот. На просьбы работника пойти в храм в праздник отвечают: «Вы можете ходить куда хотите – в свободное от работы время». И не важно, что если человек опоздает на какие-то полчаса-час, это не принципиально для рабочего процесса. Не важно, что сам работодатель позволяет себе освободить время для посещения храма – он ведь начальство! Это тоже крайне неправильно, потому что нечестно.
«Лучший досуг – поработать»: Есть начальники, у работников которых имеется традиционный график выходных и отпусков, но это только на первый взгляд. На самом деле они либо загружают подчиненных так, что те вынуждены работать внеурочно, либо настаивают на том, чтобы они выходили в выходные. При этом манипулируют различными обещаниями, которые не выполняют. К этой же категории я отношу начальство, которое пытается управлять свободным временем сотрудников: «Что-то в этом месяце слишком много праздников, давайте-ка поработаете в субботу». И моё любимое: «Давайте встретим праздник на работе!» Это совершенно неприемлемо, и если начальник-христианин так поступает, его ничто не оправдывает.
«Крепостное право отменили? Не слышал…»: Одна из самых расстраивающих меня категорий православных начальников – те, кто и в храмы ходят, и воду святят, и на молебнах молятся, но их подчинённые трудятся в таких условиях и за такие зарплаты, что даже неловко. Нередко они могут быть даже меценатами, уважаемыми в церковной среде людьми. Конечно же, такое отношение к людям тоже недопустимо.
А как надо?
Быть человечным: Так каким же должен быть начальник, если он считает себя христианином? Прежде всего, надо быть человеком. Мне вспоминаются известные слова Патриарха Сербского Павла (†2009): «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». Второе – надо не называться христианином, а быть им, что значит помнить заповедь Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Помнить о своих обязанностях и быть примером: На каждом предприятии есть свод прав и обязанностей всех работников. У работодателя тоже есть обязанности, которые он должен выполнять, причём у верующего работодателя их больше. Его задача и как начальника, и как христианина – показывать пример. Вести себя с людьми так, чтобы им хотелось не только сотрудничать, но и выяснить: почему наш начальник такой хороший? Он ходит в храм – так, может, благодаря этому с ним так приятно работать? Что в храме делает людей такими, как он?
Помнить о рисках: При желании каждый начальник может сделать подчинённых своими рабами, и это большой риск для всех, независимо от глубины веры и степени воцерковлённости. Никто не застрахован от искушения властью. Именно поэтому каждому христианину, если он становится начальником, надо помнить: любая власть может превратиться в репрессивный орган, даже если она будет считать, что руководствуется любовью. Это свойственно и нам, священникам. Думаю, тот, кто служит, поймёт, о чём я. Хорошо, если удастся поймать себя на этой мысли, тогда в дальнейшем будет проще бороться с этим грехом.
Стимулировать и поощрять: Человек – существо очень глубокое и многогранное. Мы делаем с людьми то, чего сами не любим: заставляем, воспитываем, поучаем. Нет ничего удивительного в том, что такое отношение вызывает протест. Думаю, подобного рода конфликты решаемы – нужно только прислушиваться к людям. Будем честны: один из лучших стимулов добиться отдачи от работника – это поощрение, материальное и словесное. Надо не унижать, не грозить, а предлагать и хвалить, и это очень хорошо скажется на деле. Если люди «не выкладываются», подумайте: а есть ли у них стимул это делать?
Помнить об индивидуальном подходе: Если начальник хороший, он знает, что у каждого работника – свои возможности, и это нужно учитывать. Его задача – правильно распределять нагрузку, и это значит не измотать всех, насколько можно, а так нагружать работой, чтобы не лишать людей сил. Недопустимо требовать от людей полной отдачи во благо дела, потому что человеку нужно после работы за счёт каких-то сил исполнять другие обязанности, да просто жить!
Беречь: Если постоянно брать и ничего не вкладывать, всё очень быстро закончится. Если не оплачивать больничные, не давать полноценные отпуска, работники будут болеть и истощаться, с каждым годом всё больше. Так что задача начальника – заботиться обо всём этом. Не надо экономить на соцпакете – это, в конце концов, просто не выгодно. Чем больше забота о подчинённых, тем больше отдача, тем лучше для дела. Это очень важно помнить.