В 1982 году ирландская рок-группа Thin Lizzy записала свой последний альбом «Thunder and Lightning», который вышел в свет весной 1983-го. И удивлению фанатов группы не было предела – это был чисто хэви-металлический альбом, а этим стилем группа никогда до этого не «баловалась». Но ларчик открывался просто – в его записи принял участие «истинный металлист» - гитарист Джон Сайкс, который в других стилях играть просто не умел.
К группе Thin Lizzy у меня всегда было особое отношение. По сути, она для меня всегда была стандартной рок-группой, несмотря на очень интересную манеру пения ее фронтмена – Фила Лайнотта. Впервые я эту группу услышал в середине 1983 года, потому что на «тучах» в СССР она не особо котировалась, и ее пластинки интересовали только самых уж заядлых фанатов. А я внимание на нее не обращал, хотя воинственный вид Фила на конвертах пластинок производил впечатление. Но лишних денег на покупку того, что я не знал, у меня не было, а также у меня не было знакомых, у кого были бы записи Thin Lizzy, поэтому никакого рвения к познанию этой группы я поначалу не проявлял.
Но вот в середине 1983 года мне один из моих новых знакомых-меломанов дал прослушать магнитофонную бобину с записями двух альбомов «Пристов» 1980 и 1982 годов, а добиты эти альбомы были песнями ранее неизвестной мне группы, и эти песни меня просто шокировали. Это был такой же шикарный металл, как и у «Пристов», правда, вокалы были совершенно разные, но музыка была восхитительная. И вот, расспросив по телефону хозяина ленты, я узнал, что на добивку пошли четыре песни из новейшего альбома Thin Lizzy «Thunder and Lightning» 1983 года выпуска.
Вот как раз с этого момента я начал интересоваться этой группой, но первые результаты более досконального с ней знакомства меня разочаровали.
Следующей пластинкой Thin Lizzy, попавшей мне в руки, был альбом «Black Rose: A Rock Legend» (1979 г.), и он мне сразу не понравился, кроме пары песен. Затем я достал альбом «Bad Reputation» (1977 г.), и он мне тоже не понравился, хотя там была три песни, которые я оценил очень высоко. Потом ко мне начали стекаться все новые и новые диски и записи «Тин Лиззи», и я понял, что это совсем «не моя» группа, хотя на каждом альбоме есть песни, которые вполне соответствуют имиджу крутой рок-банды. Но меня постоянно напрягали лирические песни Лайнотта, которых на каждом альбоме было очень много. И эти песни нивелировали всю ценность альбомов в целом.
Да, когда я прослушал все альбомы от первого и до 1979 года, то я выбрал все классные песни Thin Lizzy и составил из них три шикарных «виртуальных» альбома. Но об этом позже, а сначала об интересном - три последних альбома группы – «Chinatown» (1980 г.), «Renegade» (1981 г.) и «Thunder and Lightning» (1983 г.) мне понравились целиком и безоговорочно. Да, в них тоже имеется «проходняк», особенно на последней пластинке, но в целом эти три произведения безупречны. Зная о том, какие вредные пристрастия были у Фила Лайнотта (ну, сами понимаете, какие), создавалось впечатление, что «чем дальше в лес, тем толще партизаны», то есть музыка группы становилась все более интересной. Последний альбом стал для меня вообще бомбой, при этом он был записан в стиле, совершенно Thin Lizzy не свойственном – в хэви-металле.
Ну, не все песни этого альбома хэви-металлические, но большинство. И в первую очередь это было обусловлено тем, что незадолго до этого в группу взяли чисто металлического гитариста из такой же металлической группы «Tygers of Pan Tang» - Джона Сайкса (24 года на момент записи). Правда, Сайкс не поучаствовал в написании песен для альбома (кроме одной), но своей гитарой и своим музыкальным темпераментом он сделал этот альбом Thin Lizzy совершенно металлическим. И даже гитара первого гитариста группы (совсем не металлиста, а стандартного хард-рокера) Скотта Горэма, на фоне гитары Сайкса потерялась при записи музыки. И это еще более неудивительно, учитывая то, что у Горэма вредные пристрастия были гораздо сильнее, чем у Лайнотта, причем настолько, что перед записью альбома он даже попал в больницу из-за сильного истощения, как раз и вызванного этими самыми вредными пристрастиями.
В общем, новый альбом вообще не планировался, и все, кто следил за деятельностью группы Thin Lizzy в то время, считали, что ей настал кирдык, потому что от нее начал разбегаться даже менеджмент. А Сайкса взяли взамен сбежавшего гитариста Сноуи Уайта, который записал с группой два последних, и, между прочим, два самых сильных, как на мой взгляд, ее альбома. Да и Сайкса бы не взяли, потому что Фил Лайнотт сосредоточился на сольной деятельности, а группу практически забросил, но лейбл Vertigo это не устраивало, и его руководство пригрозила Лайнотту разорением, если он не выдаст новый альбом Thin Lizzy, который он должен был по контракту.
Да, Сноуи Уайт сбежал, собирался сбежать и бессменный барабанщик группы Брайан Дауни. Но развал группы не устраивал гитариста Скотта Горэма, которому грозила глубокая безработица из-за его вредных привычек, а также молодого (22 года на момент записи) клавишника Даррена Уортона, который уже успел записать с группой два предыдущих альбома и чувствовал себя в ней прекрасно. И когда Лайноттом под давлением лейбла и музыкантов было принято решение все же записывать новый альбом, то фронтмен практически устранился от процесса его создания, ограничившись только написанием текстов. Большинство музыки написали Уортон, Горэм, Дауни, и одну песню все же успел написать такой же молодой, как и Уортон, Джон Сайкс.
Таким образом можно понять, почему пластинка «Thunder and Lightning» так сильно отличается от былого творчества группы – ее делали другие музыканты, в то время, как сам Лайнотт занимался своим вторым сольным альбомом и готовился к производству третьего. Да, Фил написал музыку для пары песен на этом альбоме, но по сути он пользовался чужими клише, и внес в музыку как раз те изменения, которые позволили взять ему над этими песнями полное авторство. А в целом это был альбом Джона Сайкса, потому что на нем доминирует именно его гитара - Горэма почти не слышно. Вокал Лайнотта часто как-то не успевает за сильно убыстрившимся саундом, и он уже не может петь, а только в основном говорит речитативом, как позже это стали делать рэперы.
Брайан Дауни тут тоже в полной растерянности – прекрасно видно, что на каждой новой песне его барабаны звучат совершенно по-другому, словно альбом обстукивали сразу несколько разных барабанщиков, причем каждый со своим стилем игры.
И только гитара Джона Сайкса на протяжении всего альбома чувствует себя просто прекрасно, она задает тон всей музыке как в ритме, так и в соло.
В общем, последнее творение Thin Lizzy получилось настолько прекрасным, что можно подумать, что в группе вообще не было никакого разлада, и она находилась на творческом подъеме. По сути, это самый крутой альбом группы, который вывел ее в разряд известных групп, которые закончили свою карьеру не в угасании, а громким завершающим аккордом, причем настолько крутым, что он буквально заглушил все предыдущие достижения.
Нет, конечно, на альбоме нет таких по-настоящему вселенских шедевров, как «Whiskey in the Jar», «Bad Reputation» или «Chinatown», тем не менее, это произведение впечатлило многих. Например, в британских чартах пластинка быстро добралась до 4-й позиции (против 38-й у предыдущего «Renegade») и долго на этой позиции оставалась. Также альбом хорошо засветился в скандинавских чартах, правда, в США он немного не добрался даже до ТОП-150 (159-я позиция), тем не менее, в список популярности US Billboard 200 он все же попал, а это тоже можно было записать как достижение, а не как провал.
После выхода альбома группа снова подвисла, и ее будущее было совершенно неопределенным. Впрочем, Thin Lizzy удалось совершить прощальный тур, завершившийся в сентябре 1983-го, но все же после него группа официально прекратила существование, и альбом «Thunder and Lightning» официально стал последним в дискографии Thin Lizzy.
Правда, в 1985 году Лайнотт, после многих неудач со своими сольными проектами, договорился с барабанщиком Брайаном Дауни воссоздать группу с новыми гитаристами. В декабре 1985-го были даже произведены записи новых песен для предполагаемого следующего альбома Thin Lizzy, гитаристом в группу был взят Робин Джордж, который в 1981-м записал пластинку с Дэйвидом Байроном в составе его новой группы «The Byron Band». Казалось, реанимация знаменитого рок-бренда не за горами, и дискография группы пополнится новыми шедеврами.
Но из этой затеи ничего не вышло, потому что 4 января 1986 года Фил Лайнотт умер от болезни, которая была спровоцирована его вредными пристрастиями. Было ему тогда 36 лет.
Сторона 1:
1). Thunder and Lightning (4:55) «Гром и молния». Прекрасная металлическая «открывашка» авторства Брайана Дауни. И хоть текст написал Лайнотт, тем не менее, песня явно не его, хотя он ее озвучил так же прекрасно, как и на предыдущих альбомах. Правда, если критически к этой композиции отнестись, то заметно, вокал как бы не успевает за ритмом, и Лайнотту приходится сильно спешить, выкрикивая слова скороговоркой. Зато гитарист Джон Сайкс тут на высоте во всех отношениях, а также тут очень заметно себя проявил Даррен Уортон, закрутив просто потрясающее соло на синтезаторе.
2). This Is the One (4:01) «Это тот». А вот на этой композиции, написанной клавишником Уортоном, вокал Лайнотта вне критики. Это вполне шикарный хэви-металлический боевик с четким тяжелым ритмом, и Сайкс тут тоже красавчик.
3). The Sun Goes Down (6:18) «Солнце садится». Еще один шедевр пера Уортона, правда, это уже не металл, а псевдо-металлическая баллада, хотя соло-гитара тут летает конкретно по-металлически. Я думаю, что это один из самых ярких бриллиантов не только этого альбома, но и всей творческой биографии Thin Lizzy.
4). The Holy War (5:10) «Священная война». И снова шедевр, на этот раз очень суровый хэви-металлический боевик пера самого Лайнотта, хотя, думаю, ему негласно помогли сочинить главный рифф другие музыканты. Соло Сайкса просто шедевральное.
Сторона 2:
5). Cold Sweat (3:06) «Холодный пот». А эту песню написал Джон Сайкс. Еще один прекрасный хэви-боевик, правда, не совсем шедевр, но тем не менее цепляет.
6). Someday She Is Going to Hit Back (4:05) «Когда-нибудь она нанесет ответный удар». Песня пера Дауни и Уортона, представляет собой еще один боевик, но музыкальная идея уже менее тяжелая, и если бы не звенящая по-металлически гитара Сайкса, можно было бы подумать, что композиция взята из одного из предыдущих альбомов группы.
7). Baby Please Don’t Go (5:10) «Детка, пожалуйста, не уходи». Тут тоже саунд не совсем металлический, потому что металлическая тут только гитара. Эту песню опять написал Лайнотт единолично, и чувствуется, что он вовсю старается вернуться к своим хард-роковым корням, и если бы не гитара Сайкса, то это ему в этой песне вполне бы удалось. Тем более тут явно слышен не только Сайкс, но и Горэм, а Горэм, как известно, совсем никакой не металлист, а классический хард-рокер.
8). Bad Habits (4:04) «Плохие привычки». И снова чисто старый «Тин Лизи», может быть потому, что написал песню хард-рокер Скотт Горэм, и даже Сайкс не смог ее «обметаллить» в достаточной степени.
9). Heart Attack (3:39) «Сердечный приступ». И еще одна песня, сочиненная Горэмом при участии Уортона. И создается полное впечатление, что Джон Сайкс тут вообще никак не участвует, так как композиция совершенно не металлическая, а наоборот, группа при ее исполнении полностью соответствует лучшим своим образцам былых времён. Но нет, ближе к финалу Сайкс все же появляется, но от этого песня тяжелее не становится.
В заключение хочу сказать еще вот что: Джон Сайкс был не первым попавшимся под руку Лайнотта гитаристом, который прошел прослушивание в целях определения его соответствия группе Thin Lizzy. До этого было несколько репетиций с Адрианом Вандербергом, который в то время лабал в своей собственной, довольно успешной, группе Vandenberg. Однако Вандерберг не подошел, и было решено остановиться на Сайксе. Интересно, что к 1987 году оба этих гитариста оказались в составе Whitesnake и записали Дэйвиду Ковердейлу самый лучший его альбом «WS’87».
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как «Thin Lizzy» чуть не породнились с «Deep Purple», и чем все закончилось
Самые известные в истории рок-музыки поющие бас-гитаристы
Gillan «Glory Road» в 1980-м году выходил двойным альбомом, и вторая пластинка тоже была шикарная